Государство гарантирует прозрачность и общедоступность закупок для федеральных и региональных нужд.
Предприниматель, который посчитает, что при отборе победителя его права были нарушены, всегда может пожаловаться на действия заказчика, нарушение процедур, иные обстоятельства, поставившие его в неравное положение с остальными участниками. Разберемся, как подать жалобу антимонопольщикам.
КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО
Получить доступ
Участники торгов, контролирующие организации и объединения юрлиц могут обжаловать решение, действие или бездействие заказчика, оператора электронной площадки, членов аукционной комиссии, контрактного управляющего. Все обращения на нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок рассматривает ФАС России.
В законе 44-ФЗ не дается отдельный список нарушений, когда участник торгов имеет право пожаловаться. Но его достаточно легко определить с помощью КоАП РФ, поскольку за каждый проступок законодатель предусмотрел наказание. Итак, обратиться можно, если нарушены:
- способ и условия определения победителя;
- порядок определения начальной цены контракта;
- процедура и сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок;
- сроки обнародования информации и документов в ЕИС;
- регламент рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
- правила возврата обеспечения, блокирования операций по счету участника;
- процедура заключения, изменения или расторжения контракта;
- порядок проведения е-аукциона или порядок аккредитации на него;
- требования к пакету документов, представляемых участниками, либо к размерам и способам обеспечения заявки или исполнения контракта.
Как правильно подать жалобу в УФАС в электронном виде
Основополагающий нормативный акт для предпринимателя, который решил пожаловаться на нарушение закона 44-ФЗ, — Приказ ФАС России № 727/14 от 19.11.2014. Из него следует, что обращение составляют на русском языке и обязательно в письменной форме.
Подавать можно и электронную жалобу, подписанную цифровой подписью. Заверяет ее либо сам заявитель, либо его представитель. В последнем случае дополнительно подается доверенность. Отправить заявление можно двумя способами: через официальный сайт службы или на почту delo@fas.gov.ru.
Обязательными сведениями являются:
- данные о заявителе, включая почтовый адрес, e-mail, телефон;
- информация о лице, чьи действия/решения обжалуются;
- номер закупки, если только не обжалуются действия оператора электронной площадки;
- причина обращения;
- документы, подтверждающие доводы заявителя;
- перечень прилагаемых бумаг.
На сайте ведомства есть образец, как должна выглядеть жалоба в УФАС по 44-ФЗ.
Рекомендуем посмотреть и реальный пример — жалоба УФАС ООО «Глисон».
Чтобы на просьбу предпринимателя отреагировали, она должна соответствовать не только требованиям к содержанию. Ее еще надо подать с соблюдением конкретных сроков. Иначе ведомство откажет, и обжаловать решения или действия заказчика удастся только в суде.
Для удобства представляем допустимые сроки направления писем в ФАС в связи с нарушением норм 44-ФЗ в виде таблицы
Что обжалуется | В какие сроки подавать |
Действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего | В любое время после размещения в ЕИС плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола |
Действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, допущенные при проведении электронного аукциона |
В любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке:
|
Содержание документации о закупке | До окончания установленного срока подачи заявок |
Действия (бездействие) оператора электронной площадки, связанные с аккредитацией участника закупки на электронной площадке | В течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия) |
Действия (бездействие), совершенные при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта | Конкретные сроки не установлены — главное успеть до заключения контракта |
Сколько ее будут рассматривать
Процедура рассмотрения заявлений состоит из нескольких этапов: предварительного ознакомления, изучения материалов по существу, изготовления и направления текста решения. На первый этап дается 2 рабочих дня.
В это время заявителю и лицам, чьи действия оспариваются, направляется информация о дате и месте рассмотрения жалобы. Предприниматель может лично присутствовать на заседании либо отправить туда своего представителя.
На изучение материалов антимонопольщикам дается 5 рабочих дней. Еще 3 рабочих дня придется подождать, пока будет подготовлено решение.
Такие же сроки предусмотрены для обнародования материалов в сети Интернет. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.10.2015 N 1148, информация о нарушениях закона 44-ФЗ должна фиксироваться в ЕИС в сфере закупок. ФАС Москвы реестр жалоб дублирует. На специальной странице ведомства можно найти и уведомления о приеме писем к рассмотрению, и более ранние решения по похожим ситуациям.
Когда могут отказать
Существует несколько причин, по которым могут отказать в рассмотрении заявления.
- Жалуется лицо, которое не участвовало в процедурах закупки. Фактически его права нарушены не были, поэтому рассматривать обращение не станут.
- Пропущены сроки. В таком случае обжаловать решение, действие или бездействие можно только в суде.
- В одном заявлении содержатся указания на нарушения по нескольким разным процедурам. В рассмотрении такого дела откажут, поскольку в одном заявлении должны содержаться противоправные факты только в ходе одной закупки.
- Обращение по тем же фактам уже было, и решение по нему вынесено.
Добавим, что каждый имеет право на защиту в суде. Обращаться с иском надо до истечения трех месяцев со дня, когда участник узнал о нарушении своих прав и интересов.
Образец жалобы в ФАС
Источник: https://ppt.ru/forms/fas/jaloba
Жалоба в ФАС на действия заказчика по 44-ФЗ: образец
Если права участника закупки нарушены, он может пожаловаться в ФАС. В каком виде нужно подавать жалобу и как ее правильно составить, читайте в статье.
Когда можно подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ
Об основаниях говорится в ст. 105 44-ФЗ. Причиной могут стать любые нарушающие установленный регламент и права участника закупки действия или бездействие:
- заказчика;
- уполномоченного органа;
- специализированной организации;
- комиссии;
- контрактного управляющего;
- оператора ЭТП.
Сроки обжалования
В 2019 году сроки обжалования сократили. Раньше участникам давалось 10 дней, но после вступления в силу изменений в ч. 3 и ч. 4 ст. 105 44-ФЗ срок сократился до 5 дней. Он отсчитывается с даты размещения итогового протокола в ЕИС.
Также изменился список документов, которые вместе с жалобой необходимо предоставлять в ФАС (ч. 5.1 ст. 106 № 44-ФЗ). Из него исключили бумаги, которые содержатся в ЕИС:
- закупочную документацию;
- заявки на участие;
- протоколы;
- аудио-, видеозаписи;
- прочие бумаги, которые имеют отношение к процедуре определения поставщика или аккредитации участника на ЭТП.
Если у участника есть претензии к документации, бумагу нужно успеть направить в ФАС до окончания срока подачи заявок. Позже её не примут. Могут подавать как подавшие заявку, так и все остальные участники.
Если жалоба касается нарушений, связанных с аккредитацией на ЭТП, подать ее можно в течение 30 дней. Срок отсчитывается с даты нарушения. Жалобы, касающиеся процедуры заключения контракта, принимаются только от победителей процедуры не позже даты подписания контракта.
Куда жаловаться на заказчиков с 1 июля. Схема адресатов и три совета, чтобы избежать ошибокС 1 июля 2019 года поменяли правила, по которым подают жалобы на заказчиков. Жаловаться теперь надо в разные органы контроля. Если направите не тому контролеру, ее даже не рассмотрят, а вы просто потеряете время.
Читайте, кому теперь нужно направлять рекламации в зависимости от статуса заказчика-нарушителя. Также в статье — разбор трех примеров с анализом ошибок поставщиков, жалобы которых оставили без удовлетворения.
Смотреть схемы и правила
Как написать жалобу в ФАС
Одним из трех способов: отправить документ почтой, переслать факс или направить в электронной форме. Главное требование — она должна быть составлена в письменном виде.
Включите в документ:
- информацию о себе — наименование (или ФИО, если жалобу подает ИП), адрес, контакты;
- сведения о заказчике (или другом лице, действия которого обжалуются) — наименование, ФИО, адрес, номер телефона и почтовый адрес;
- сведения о закупке, если жалоба касается конкретной процедуры;
- перечень нарушений и доводы автора;
- список подтверждающих документов.
Приложите бумаги, которые подтверждают, что доводы автора основаны на фактах и обоснованы. Это могут быть скриншоты, электронные документы, переписка с заказчиком и т.д.
Как подается жалоба в ФАС по 44-ФЗ в электронном виде
Чтобы направить жалобу через интернет, заполните форму обращения на сайте ведомства. Укажите вид обращения, личные данные, суть нарушения, обстоятельства дела, прикрепите подтверждающие документы.
Срок рассмотрения жалобы ФАС по 44-ФЗ
После того, как жалоба принята к рассмотрению, ФАС в течение 2 рабочих дней размещает информацию в ЕИС, а также уведомляет участника и заказчика (или другое заинтересованное лицо) о месте и времени рассмотрения. Заказчик вправе участвовать в рассмотрении. Он может направить возражения, а также непосредственно присутствовать при рассмотрении (лично или направить представителя).
ФАС обязана рассмотреть апеляяцию в течение 5 дней с момента поступления документов. В этот же срок ведомство должно уведомить автора жалобы о результатах рассмотрения.
Обратите внимание, что в течение 2 дней претензию могут вернуть без рассмотрения, если она:
- не соответствует требованиям;
- не подписана или имеет подпись лица, на которого не предоставлена доверенность;
- подана позже срока;
- ранее была рассмотрена и ФАС уже вынесла решение;
- подана участником, включенным в РНП.
Автора жалобы письменно уведомляют о причинах возврата. Кстати, участник и сам может отозвать свою жалобу. Важно успеть сделать это до того, как ведомство рассмотрит ее по существу.
Обратите внимание: закон не запрещает одновременно направлять жалобу в ФАС и иск в суд. А если участника не устроит решение антимонопольного ведомства, он вправе обжаловать его в суде.
Шаблон жалобы в ФАС по 44-ФЗ
Образец жалобы представлен на сайте ФАС. Также можно посмотреть примеры жалоб в реестре. Он ведется на сайте ЕИС.
Реестр жалоб в ФАС по 44-ФЗ
Перечень жалоб в ЕИС находится здесь. Искать жалобы можно по:
- закону;
- статусу — рассматривается или рассмотрена;
- результату рассмотрения — признана обоснованной (целиком или частично) или необоснованной.
Также доступен расширенный поиск. У каждой жалобы есть карточка, в которой есть:
- номер закона;
- статус;
- реестровый номер жалобы;
- орган контроля, к которому пришла жалоба;
- субъект жалобы;
- уполномоченное учреждение;
- лицо, подавшее жалобу;
- номер извещения закупки и сведения о процедуре;
- дата и время рассмотрения жалобы.
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102230-qqq-19-m4-jaloba-v-fas-po-44-fz
Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ
«Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ»
Прежде всего хотелось отметить, что Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).
Так, в случае если заказчиком не исполняются нормы Закона о контрактной системы при осуществлении закупки, у любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц имеется право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, закупочной комиссии, ее членов, членов контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в контрольный орган в сфере закупок не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Жалобы подаются и рассматриваются согласно административному регламенту антимонопольной службы №727/14 от 19.11.2014г. и статьи 105 Закона № 44-ФЗ.
Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи.
Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд.
Но считаю необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.
Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в антимонопольный орган:
- жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
- жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
- если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта — до заключения госконтракта;
- жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
- жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.
Так, к первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.
- Ко второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).
- К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.
- К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.
- В жалобе необходимо прописывать:
- номер извещения о закупке на официальном сайте;
- информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
- обжалуемые действия заказчика;
- список прилагаемых документов.
Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.
Неофициальные рекомендации по составлению жалобы:
- доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
- желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.
В случае, если жалоба будет признана не соответствующей требованиям ч.8 ст. 105, антимонопольный орган в течение двух рабочих дней возвращает жалобу заявителю.
Причины возврата могут быть разными, в том числе отсутствие подписи в жалобе либо не тем лицом, упущение сроков на обжалование, не указание должным образом информации об обжалуемой закупке, отсутствие сведений о Заказчике, доводов жалобы.
Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ
Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры.
Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать.
Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.
Кроме того, Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобуи участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Также Заявитель вправе отозвать свою жалобу на любом этапе рассмотрения до принятия решения контролирующим органом.
По результатам обжалования действий заказчика контрольным органом в сфере закупок антимонопольным органом может быть принято одно из следующих решений:
- признание жалобы необоснованной;
- признание жалобы обоснованной, в том числе частично обоснованной и, в случае необходимости, выдать предписания об устранении допущенных нарушений.
К слову сказать, что в Калмыцкое УФАС за период I полугодия 2017 года поступило 112 жалоб, из них 47 были признаны обоснованными, 53 — необоснованными, 12-возвращены и отозваны.
Так, при рассмотрении жалоб наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям.
Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика.
При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки.
Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.
Хотелось бы привести несколько примеров из практики:
- Так, к примеру в Жалобе заявителем указано, что имеются Избыточные требования в ТЗ, превышающие ГОСТы по позициям «бинт марлевый», «маски одноразовые», «вата медицинская» и др.
Позиция заказчика по данному поводу, что Требования к товарам установлены исходя из потребностей заказчика.
Позиция УФАС. Заказчик был обязан придерживаться требований ГОСТ 1172-93 (по бинтам), ГОСТ 5556-81 (по вате) и т.д. Если заказчик требует продукцию «лучше ГОСТа», документация должна содержать обоснование таких повышенных требований. Признать жалобу обоснованной, закупку аннулировать.
- Позиция заявителя. Права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, выразившимися в присвоении низкой оценки заявке заявителя на участие в конкурсе по нестоимостному критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.
Позиция заказчика. Комиссия присвоила заниженный балл по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» одному из участников, поскольку при выполнении им ремонтно-реставрационных работ на ином объекте культурного наследия этим участником была нарушена технология выполнения работ, о чем известно заказчику.
Позиция УФАС. Поскольку порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» при ненадлежащем исполнении иных контрактов, комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников конкурса.
Также ФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в конкурсе.
ФАС России также установила, что заявка победителя незаконно была допущена к участию в закупке, поскольку договор аренды недвижимого имущества, представленный в заявке победителя, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований…», так как не зарегистрирован в установленном порядке.
По условиям документации срок действия договора аренды недвижимого имущества должен составлять не менее 2 лет.
- Позиция заявителя. Заказчиком неверно выбран способ закупки — запрос предложений, так как ранее были проведены электронный аукцион (признан несостоявшимся) и запрос предложений (отказано в согласовании закупки у единственного участника запроса предложений). Проведение запроса предложений по результатам несогласованного запроса предложений недопустимо. Кроме того, заказчиком изменен объект закупки, а именно изменены сроки выполнения работ и увеличена начальная (максимальная) цена контракта.
Позиция заказчика. Запросы предложений проводились в результате признания электронного аукциона несостоявшимся на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ.
Объект закупки не был изменен, так как виды и объемы работ не были изменены.
Изменение начальной (максимальной) цены контракта произошло в связи с подготовкой обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка.
Позиция УФАС. Согласно письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. N Д28-и/1889 (п. 74) проведение запроса предложений в данном случае недопустимо. В части изменения объекта закупки документацией определено, что описание объекта закупки указано в проекте контракта.
Таким образом, заказчик предполагает, что объем, сроки и начальная (максимальная) цена контракта являются описанием объекта закупки.
Исходя из этого, объект закупки был заказчиком изменен, так как изменились существенные условия контракта — срок выполнения работ и начальная (максимальная) цена контракта.
Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ
Вместе с тем, любой участник жалобы в праве обжаловать решения ФАС в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ.
Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений.
Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.
- Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.
- Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.
- Дополнительно в заявлении указывают:
- название территориального УФАС;
- название, номер, дата решения по жалобе;
- ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
- законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
- требование о признании решения недействительным.
К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.
В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления.
Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.
Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке.
В завершении своего выступления, хотелось бы отметить, что подать жалобу в Калмыцкое УФАС России можно нарочно по настоящему адресу либо на электронный адрес: to08@fas.gov.ru
Благодарю всех за внимание.
Источник: https://fas.gov.ru/documents/612487
Недобросовестные госзаказчики и как с ними бороться
Закупки для государственных и муниципальных нужд, и соответственно все процедуры по выбору поставщика/подрядчика, по заключению и исполнению госконтракта должны быть максимально прозрачными и открытыми.
Ведь они осуществляются на бюджетные деньги, сформированные из налоговых платежей граждан и предпринимателей. Несмотря на существование довольно таки открытой и прозрачной электронной системы zakupki.gov.
ru в ряде случаев госзаказчики все-равно умудряются ограничивать конкуренцию на рынке, используют различные коррупционные схемы и расходуют бюджетные деньги не по целевому назначению.
Для понимания масштабов рынка госзакупок стоит привести немного цифр. Согласно докладу Минэкономразвития России о результатах мониторинга применения 44-ФЗ в 1-м квартале 2017 г. объем закупок за 1-й квартал 2017 года снизился на 9% по сравнению с прошлым годом и составил 925 млрд рублей, а извещений госзаказчики разместили на сумму 1,04 трлн рублей.
Несомненно, такие огромные денежные потоки привлекают не только добросовестных поставщиков, но коррумпированные организации, прямо или косвенно аффилированные с госзаказчиками.
Нередки случаи, когда компании, участвующие в закупочных операциях на общих началах, сталкиваются с незаконными действиями уже на этапе проведения закупки.
В дальнейшем, в случае победы в закупке и подписания контракта, такую компанию могут поджидать препятствия со стороны заказчика при исполнении контракта.
Как же выполнять такой контракт? К чему готовиться при вступлении в бой с недобросовестным госзаказчиком? Давайте рассмотрим возможный порядок действий добросовестной компании в подобных ситуациях.
Заключаем контракт
К сожалению, действующее законодательство имеет множество лазеек, которыми активно пользуются недобросовестные участники правоотношений. Не исключение из правил и Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о контрактной системе).
К примеру, одним из главных правил описания объекта закупки, которые перечислены в ст. 33 Закона о контрактной системе, является объективный характер описания. Но что считается объективными критериями, а что нет, законом не установлено.
Определить на законодательном уровне жесткие критерии описания невозможно, так как каждый объект имеет свои индивидуальные характеристики, нюансы и особенности.
Наиболее понятно и конкретно описывается объект закупки на поставку какого-либо товара. Заказчику удается схитрить в исключительных случаях, потому что критерии товара, его описание и характеристики в большинстве случаев можно найти в интернете, а также при анализе конкурентов на рынке. Трудности начинаются при закупках на оказание услуг и на выполнение работ.
Здесь заказчик допускает ошибки как от незнания, что ему нужно (да, и такое бывает), и от безграмотности в данной сфере работ/услуг, так и от желания сделать победителем закупки «свою» компанию.
В подобных случаях заказчик может использовать для описания закупки не конкретные критерии, размытые формулировки и вносить требования, ограничивающие количество возможных участников.
Добросовестным участникам при желании участвовать в подобных закупках стоит быть крайне грамотным, знать предмет закупки вдоль и поперек.
Только профессионал, обладающий исключительными познаниями в спорной области, сможет заметить нарушение правил описания объекта закупки. Итак, участник обнаружил нарушения правил описания объекта закупки.
Что делать дальше? Такие незаконные действия заказчика нужно незамедлительно обжаловать в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Жалоба на положения документации о закупке может быть подана с момента опубликования документации по дату окончания подачи заявок на участие в закупке. Если вы пропустите этот срок, то жаловаться можно будет только в суд.
В суде же такие вопросы рассматриваются без особого энтузиазма, т.к. смысла в таком решении суда на момент его вынесения уже никакого нет: закупка завершена, контракт выполняется, а к вступлению решения суда в законную силу может быть уже исполнен.
Поэтому действовать стоит по горячим следам. Ещё одним из действенных способов воздействия на заказчика является подача запроса о даче разъяснений положений документации в порядке ст. 65 Закона о контрактной системе.
Ответ на такой запрос может также служить доказательством при рассмотрении жалобы на действия заказчика в ФАС.
Исполняем контракт
Преодолев все выше перечисленные стадии и трудности, исполнитель достиг желаемого результата и выиграл контракт. Теперь перед ним возникает задача его выполнить. В данном случае основной проблемой может являться не столько техническое исполнение предмета контракта, а то, что заказчик может всячески мешать его исполнению.
Например, госзаказчик может не оказывать содействие исполнителю при исполнении контракта, как косвенно, так и напрямую. Так, для выполнения определенного вида работ исполнителю нужно получить те или иные документы или доступ на объект.
В таком случае, заказчик может затягивать сроки предоставления необходимой информации или доступа на объект, что часто приводит к срыву сроков исполнения контракта в целом.
В подобных случаях исполнителю контракта обязательно нужно зафиксировать недобросовестные действия заказчика. В дальнейшем, при возникновении спора в суде, добросовестному исполнителю будет гораздо легче доказывать свою позицию, ссылаясь на положения ст.ст. 718-719 ГК РФ.
Зачастую заказчик прибегает к неявному нарушению положений контракта и действующего законодательства. Например, заказчик может специально направлять документацию Почтой России, затягивая тем самым сроки получения информации, несмотря на то, что контрактом предусмотрена возможность обмена документами в электронном виде.
Приведем ещё один пример недобросовестных действий заказчика при исполнении контракта на выполнение подрядных работ.
При составлении документации закупки на проведении ремонтных работ заказчик произвел осмотр объекта и оценил объемы, стоимость ремонта, но преднамеренно или неумышленно не указал о скрытых работах, без выполнения которых невозможно вообще произвести ремонт.
В итоге, приступая к исполнению своих обязательств, подрядчик непременно обнаруживает скрытые работы, которые предстоит ему выполнить. Их стоимость может составлять более 10 % от цены контракта, а игнорирование данного порога как правило не допустимо.
Таким образом, между подрядчиком и госзаказчиком возникает конфликт: заказчик говорит о том, что данные работы нужно выполнить без подписания дополнительного соглашения или подписания его на минимальную сумму, а подрядчик небезосновательно заявляет о том, что эти работы не предусмотрены контрактом.
Как правило, заказчик первым находит выход из спорной ситуации и заявляет односторонний отказ от исполнения контракта.
Последствия недобросовестных действий заказчика
Односторонний отказ от исполнения контракта влечет наступление крайне нежелательных последствий для добросовестного исполнителя.
Одним из таких последствий является отсутствие оплаты за выполненные работы. Заказчик при одностороннем отказе от исполнения контракта не будет оплачивать выполненные работы до тех пор, пока эта обязанность не будет установлена судом.
Именно в суде, при наличии всех доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении контракта, добросовестная компания может отстоять своё право на оплату выполненных работ. Еще одним нежелательным последствием является включение сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков.
При расторжении контракта в одностороннем порядке ФАС зачастую встает на сторону «пострадавшего» от действий исполнителя заказчика. Как действовать в случае, если вашу компанию включили в РНП, мы рассматривали в этой статье.
Предупрежден — значит вооружен
Рынок госзакупок развивается с каждым годом, а вместе с ним и увеличиваются случаи недобросовестных действий госзаказчиков. Накопленный опыт наших клиентов и юридической практики юристов компании позволяют повысить грамотность участников закупок, а также предотвратить наступление неблагоприятных последствий.
Мы надеемся, что настоящая статья поможет добросовестным участникам рынка госзакупок в борьбе с незаконными действиями госзаказчиков. Если же ваша ситуация уникальна и требует неординарного подхода, обращайтесь к нашим специалистам. Мы с удовольствием проконсультируем вас и поможем снизить риски наступления неблагоприятных последствий.
Источник: https://lwise.pro/nedobrosovestnye-goszakazchiki-i-kak-s-nimi-borotsya
Недобросовестный поставщик по 44 ФЗ — Опытные юристы онлайн на Правовед.РУ
200 юристов сейчас на сайте
Тема вопроса — статья 15, 17 44 ФЗ, недобросовестный поставщик. Мы участвовали в конкурсе (ФЗ -44). По итогам мы вторые участники. Выиграл первый, который в последствии оказался недобросовестным поставщиком по 44 ФЗ и находится в реестре. Мы подали жалобу в ФАС, жалоба признана обоснованной (ряд нарушений выявлено), но Заказчик и первый участник заключили контракт до жалобы еще.
ФАС приняла нашу жалобу обоснованной.
Резолюция: признать конкурсную комиссию по проведению конкурса нарушившей ч. 3 ст. 53 Закона, признать Заказчика Министерство нарушивший ч. 9 ст. 31
Предписание не выдавать.
Передать уполномоченному лицу ФАС материалы для рассмотрения админист. правонарушения.
На этом все.
Вопрос: Почему не выдали предписание об устранении нарушений. Привлекли к администрат.ответственности и все? нарушайте дальше? Расторгнуть не должны были разве контракт?
Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос
Ответы юристов (8)
- Здравствуйте, Ольга, УФАС ничего не может делать с подписанным контрактом.
- Обжалование решения УФАС Вам лично ничего не даст.
- В данном случае следует обращаться в суд с иском о признании договора недействительным, руководствуясь статьей 449 ГК РФ, в соответствии с которой
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 2 этой же статьи
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
При этом можно попробовать ходатайствовать о применении обеспечительных мер в виде приостановки исполнения контракта (есть небольшая вероятность удовлетворения такого ходатайства, но все зависит от обстоятельств).
Уважаемая Ольга! Здравствуйте! Порядок изменения и/или расторжения государственного/муниципального контракта предусмотрен ст.95 Закона №44-ФЗ.
В Вашем случае государственный/муниципальный заказчик обязан был согласно положениям Закона №44-ФЗ произвести замену исполнителя в порядке ч.6 ст.95, при этом предварительно расторгнут контракт с недобросовестным «победителем».
Если таковое не произошло, подавайте сами исковое заявление в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области к соответствующему государственному/муниципальному заказчику о судебном изменении контракта.
Согласно ФЗ 44:
Статья 105. Порядок подачи жалобы1.
Любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Поэтому советую в Вашей ситуации обратиться в суд, потребовав признать действия антимонопольного органа об отказе в выдаче предписания незаконным.
Здравствуйте!
Да, ФАС могла подействовать на нарушителя только предписанием, которое нарушитель торгов обязан был бы исполнить.
Но раз предписания не было, то Вы как заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с иском на основании статьи 449 ГК РФ, в соответствии с которой торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, и ст.95 ФЗ № 44-ФЗ, согласно которой государственный/муниц. заказчик обязан заключать контракт с Вами.
В данном случае данную сделку признать недействительной сможет только суд и применить соответствующие правовые последствия к ней.
Попробуйте сначала направить претензию гос. заказчику с требованием расторгнуть данную сделку во избежание судебного разбирательства. Если Ваше требование не будет исполнено, то — подавать иск в суд.
Здравствуйте Ольга. Согласен с высказавшимися выше, тем не менее считаю, что ФАС имели основания для обращения с иском в суд и самостоятельно, а вас привлекли бы как третье лицо.
Основание — ч.1ст18.1 ФЗ О защите конкуренции
У нас было похожее дело, обжаловали в ФАС уже после того как госконтракт был подписан. Кроме всего прочего мы ссылались в жалобе на нарушение Положения о закупочной деятельности госзаказчика. С делом №А14-8564/2013 можете ознакомиться на сайте Воронежского арбитражного суда http://voronej.arbitr.ru
- 7,8рейтинг
- 7763отзыва
- эксперт
Здравствуйте, Ольга!
Согласноч.1 ст. 449. ГК РФ торги,проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны
судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Источник: https://pravoved.ru/question/536972/
Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: как правильно составить и подать
Информацию о том, как писать жалобу в антимонопольную службу, можно найти в нормативных документах, однако сведения эти довольно скупы и требуют пояснений. Никакого образца или примера такой жалобы, то есть, так называемой «рыбы», официально не утверждалось, но практика выработала определенную форму. Все вместе это дает понимание о том, как правильно составить и подать жалобу.
Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.
Официальные требования к жалобе
Требования к написанию, подаче и рассмотрению жалобы содержатся в:
- статьях 105 и 106 Закона № 44-ФЗ;
- Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
- Приказе ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Как составить жалобу — рассмотрим в инструкции «Составляем жалобу в ФАС по 44-ФЗ»
Требования к содержанию жалобы
Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:
- данные заказчика: наименование, адрес и номер контактного телефона (если известен);
- тоже самое о заявителе жалобы, плюс номер факса (при наличии);
- указание на закупку. Здесь нужно пояснить, что, по мнению чиновников, жалоба должна подаваться на одну конкретную закупку. Поэтому указывать несколько номеров закупок при подаче жалобы не следует. В противном случае антимонопольная служба будет вправе ее вернуть без рассмотрения. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 29.07.2015 № Д28и-2221;
- указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика и доводы жалобы. По мнению антимонопольных органов, из данного пункта следует, что заявитель обязан указать, каким именно нормам законодательства о контрактной системе не соответствуют действия заказчика. Если этого не сделать, жалобу могут оставить без рассмотрения. Примером является Решение Архангельского УФАС России от 24.08.2016 по делу № 321мз-16. Однако суды с этим не согласны, обращая внимание на то, что п. 4 ч. 8 ст. 105 не содержит таких требований (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 305-КГ16-15126). Тем не менее, поскольку речь в жалобе в любом случае будет идти о том или ином нарушении Закона № 44-ФЗ, то для убедительности стоит написать, какие именно нормы закона были нарушены заказчиком и каким образом.
Пример
При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:
- во-первых, на участника закупки, одержавшего победу в электронном аукционе, возложена обязанность по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако это нарушает требования ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой у заказчика возникает обязанность вернуть данные денежные средства по истечении срока, указанного в контракте.
- во-вторых, заказчиком установлено требование о предоставлении информации о средней численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров или размере балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год, а также сведения о долях учредителей в уставном капитале. Однако это не предусмотрено ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе не допускается.
- в-третьих, заказчиком неправомерно возложена дополнительная обязанность на исполнителя по замене обеспечения исполнения контракта, не предусмотренная Законом о контрактной системе.
Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.
Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.
Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика.
Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России.
В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.
Другой вопрос: что просить в жалобе? Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:
- приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу (если закупка еще не закрыта) или аннулировать его результаты (если они уже известны);
- провести внеплановую проверку (в любом случае);
- выдать заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы участника закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (в любом случае). Например, путем отмены решения о несоответствии заявки заявителя дополнительным требованиям к участникам закупки, или путем отмены решения об отстранении заявителя жалобы от участия в определении поставщика, или путем внесения изменений в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме… и так далее, в зависимости от того, что вызвало недовольство заявителя и является предметом жалобы.
Какие документы прикладывать к жалобе
Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?
Как минимум, к жалобе нужно приложить:
- доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
- документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.
При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).
Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.
Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).
Срок подачи жалобы
Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.
- Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
- Жалоба на действия или бездействие заказчика, а равно уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего может быть подана не позднее чем через 10 дней с даты размещения:
а) в ЕИС:
- протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе,
- протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок,
- протокола запроса предложений,
б) на электронной площадке:
- протокола подведения результатов электронного аукциона
3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.
4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.
По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.
Сроки рассмотрения жалобы
После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.
Если результаты рассмотрения жалобы заявителя не устраивают, он вправе обжаловать его в арбитражном суде в течение 3-х месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).
Зарегистрируйтесь на курс профессиональной переподготовки «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» для руководителей и специалистов контрактных служб, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчика. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1536