Вынужденная миграция в 2020 году — что это такое, населения, правовое регулирование, примеры

Процессы миграции граждан обычно носят спонтанный, дезорганизованный характер. Причем в большинстве случаев мы сталкиваемся с добровольной миграцией, когда человек по собственному желанию покидает страну. Но существует и вынужденная миграция населения. При каких обстоятельствах граждан могут переселить принудительно? Попробуем разобраться в вопросе.

Определение понятий

Вынужденная миграция в 2020 году - что это такое, населения, правовое регулирование, примеры

  1. Миграция — переселение группы граждан из одного государства в другое или из одного населенного пункта страны в другой. В большинстве случаев транспортируется огромное количество людей на большие расстояния;
  2. Сальдо — разность между числом прибывшего и отбывшего населения на определенную территорию за конкретный (один и тот же) промежуток времени;
  3. Статистика — упорядоченные и обработанные данные, полученные из опросов населения, правовых документов. Они наглядно показывают «картину миграции» регионального объекта;
  4. Беженец — мигрант, покинувший свою страну в силу чрезвычайных обстоятельств, например, природных катастроф, политических беспорядков или любых других обстоятельств, представляющих угрозу жизни.

Виды миграций

Вынужденная миграция в 2020 году - что это такое, населения, правовое регулирование, примеры

  1. Внутренняя. Этот вид предполагает переселение народа в пределах родной страны. Например, из одного города в другой, из города в село, из села в город;
  2. Внешняя. Перемещение в другую страну. Это может быть как соседнее государство, так и находящееся на другой стороне земного шара. Тогда придется пересечь не одну границу.

С точки зрения правового статуса миграцию рассматривают иначе:

  1. Легальная. Граждане пребывают и работают в чужой стране на законных основаниях;
  2. Нелегальная. Подразумевает незаконное пересечение границы с целью поиска места для проживания и работы в другом государстве.

По другим критериям:

  1. Временная;
  2. Безвозвратная;
  3. Кочевничество/паломничество;
  4. Вынужденная миграция.

Нельзя относить миграцию только к одному из видов. Так, она может быть одновременно внешней, легальной, вынужденной и временной.

Историческая справка

Вынужденная миграция в 2020 году - что это такое, населения, правовое регулирование, примеры

Но есть и отрицательные моменты в миграции. Об этом говорят печальные опыты в истории, когда миграция была принудительной и репрессивной. Вот некоторые из них:

  1. Миграция населения во времена Гражданской войны в России (1918-1922 г.). Около 3 млн россиян стремились найти себе место в других странах мира;
  2. Массовые миграции во время Чилийской революции в 70-х;
  3. Тотальные «превентивные депортации» советских немцев в послевоенные годы, один из примеров сталинских репрессий. Мигрировать были вынуждены также греки, финны;
  4. Принудительная депортация национальных меньшинств (народов СССР). В эту категории попадали азербайджанцы, крымские татары, поляки, китайцы, армяне евреи и др.

Читать так же:  Эмиграция в США из России

Законодательство РФ признает 2 вида вынужденных иммигрантов: беженцы и вынужденные переселенцы. Различаются между собой гражданским статусом. Беженцы — граждане других стран, переселенцы — граждане РФ.

Правовое регулирование

Вынужденная миграция в 2020 году - что это такое, населения, правовое регулирование, примерыОсновной закон, которым следует руководствоваться — Постановление Правительства РФ № 935 «Об уточнении Федеральной миграционной программы». В документе есть информация о принципе рассмотрения различных видов миграций с правовой стороны вопроса.

Затрагивается тема вынужденной миграции. Особой категорией граждан признаются граждане СССР и стран постсоветского пространства.

Вопрос о вынужденных переселенцах подробно разбирается в другом нормативно-правовом документе, законе № 4530-I «О вынужденных переселенцах» от 1993 г.

В частности, статья 3 говорит о процедуре признания статуса переселенца. Статья 6 описывает права и обязанности переселенца в государстве. Статья 14 поднимает проблему международного сотрудничества по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев.

Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 935 «Об уточнении Федеральной миграционной программы»

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах»

Основные причины миграции

Вынужденная миграция в 2020 году - что это такое, населения, правовое регулирование, примеры

Одни миграции носят групповой характер, другие — индивидуальный. Перечень причин, по которым они имеют место в обществе также не универсален. Основание для миграции бывает особым и стандартным, объективным и субъективным.

Особое внимание стоит уделить вопросу экологической обстановки, уровню загрязненности окружающей среды. В проведенных исследованиях выявлена закономерность между заболеваемостью вследствие загрязнения окружающей среды и миграционной активностью населения.

Для наглядности соберем причины в единый список:

  • стремление повысить качество жизни;
  • желание найти более оплачиваемую работу, получить желаемую специальность, найти подходящие условия работы в другой стране из-за невозможности получить это в родном государстве;
  • потребность в другом климате по состоянию здоровья;
  • духовная потребность в познании другой культуры, новых впечатлениях и знаниях;
  • обострение военных и этнических настроений в стране;
  • преследования человека.

Причиной для вынужденного выселения служит только экстренная ситуация, связанная с угрозой жизни. В таком случае никто не спросит граждан об их желании переселиться, процесс происходит в принудительном порядке. Мигрантам государство оказывает социальную поддержку и берет на себя ответственность за предоставление комфортных условий проживания.

Масштабы ситуации в России

Вынужденная миграция в 2020 году - что это такое, населения, правовое регулирование, примеры

Но обострились межнациональные отношения, участились расовые конфликты. Это привело к увеличению числа не репрессивных миграций.

В связи с недавними событиями в Украине УФМС (Управление Федеральной Миграционной службы) приходится рассматривать большое количество заявок с прошением о принятии статуса беженца или предоставлении временного убежища.

Читать так же:  Эмиграция в Канаду из России

В России растет количество эмигрантов (людей, покидающих страну). Граждане, не сумевшие принять нестабильную экономическую и политическую ситуацию, чаще всего выбирают такие страны для переезда как США, Германия, Израиль.

Наблюдается высокий уровень нелегальной иммиграции из ближнего зарубежья. Эти люди прибывают в РФ с целью заработка, нарушая закон уже при въезде через границу.

Во внутренней миграции очевиден большой приток в регионы с высокими заработными платами и уровнем жизни: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Калининградская область. Не менее важным для россиян кажутся природные и климатические условия, поэтому популярными регионами для иммигрантов стали Краснодарский и Ставропольский край.

Проблемы и последствия процесса

Вынужденная миграция в 2020 году - что это такое, населения, правовое регулирование, примеры

Но проблемы появляются и у акцептора: беженцев необходимо расселить, трудоустроить, обеспечить соцзащиту и медобслуживание. Если поток иммигрантов большой, то создать комфортные условия для них в короткий срок просто невозможно.

Принимающая сторона может испытывать негативные последствия перенаселенности, вызванной вынужденной миграцией — понижение уровня жизни, безработица, конфликты между коренными и приезжими жителями, рост преступности.

Примеры вынужденной миграции населения

Вынужденная миграция в 2020 году - что это такое, населения, правовое регулирование, примеры

С 1992 года началась регистрация беженцев и переселенцев. За весь период было зарегистрировано 1,4 млн человек. После того как граждане адаптируются в новом государстве с них снимается особый статус.

Больше всего беженцев до 1995 года было из Таджикистана. Немного меньше из Грузии и Азербайджана.

Еще одна массовая группа эмигрантов — из Чеченской республики. С декабря 1994 года по январь 1995 ее покинули почти 260 000 человек. Впоследствии некоторая часть вернулась обратно.

Во время катастрофы на чернобыльской АЭС государство организовано проводило миграционные мероприятия и старалось максимально устроить жильцов на новых местах.

В 2019 году примером вынужденной миграции служит переселение народа из Восточной части Украины в Россию из-за военных действий.

Незаконное пребывание

Вынужденная миграция в 2020 году - что это такое, населения, правовое регулирование, примеры

Обычно гражданин приезжает по безвизовому режиму и становится на учет. Чем труднее пройти процедуру, тем больше в стране нелегальных жителей.

В 2015 году введена новая процедура легализации мигрантов. Но для ее эффективности требуется согласованность работы всех государственных институтов и 2-стороннее соглашение с другими странами, в первую очередь, с ближним зарубежьем.

Читать так же:  Стоит ли переезжать в Калининград?

Плюсы и минусы

Вынужденная миграция в 2020 году - что это такое, населения, правовое регулирование, примеры

  1. Демографический подъем;
  2. Повышение работоспособности населения;
  3. Культурный обмен между гражданами разных этнических групп.

Но есть и отрицательные стороны явления:

  1. Оставление родных мест для человека — значит частичная потеря социальной жизни, работы;
  2. Длительный адаптационный период переселенцев;
  3. Уменьшение объема рынка труда.

Заключение

Миграция — важнейший инструмент регулирования различных сфер общества, особенно экономической.

Управление этим инструментом должно качественно осуществляться на федеральном уровне. Под этим подразумевается как сопровождение гражданина, оказание социальной поддержки, так и налаженная работа пропускной системы.

Приоритетное внимание важно уделять именно вынужденным мигрантам, так как они не имеют нужной подготовки, алгоритма действий, который бы позволил им самостоятельно адаптироваться в стране.

Источник: https://zakonoved.su/vynuzhdennaya-migraciya-v-rossii-primery.html

Вынужденная миграция: причины и масштабы, примеры, понятие

Процессы миграции граждан обычно носят спонтанный, дезорганизованный характер. Причем в большинстве случаев мы сталкиваемся с добровольной миграцией, когда человек по собственному желанию покидает страну. Но существует и вынужденная миграция населения.

При каких обстоятельствах граждан могут переселить принудительно? Попробуем разобраться в вопросе.

Определение понятий

Вынужденная миграция в 2020 году - что это такое, населения, правовое регулирование, примеры

Прежде чем углубиться в тему, предлагаем изучить минимальную терминологию. Крайне важно не путать следующие понятия:

  1. Миграция — переселение группы граждан из одного государства в другое или из одного населенного пункта страны в другой. В большинстве случаев транспортируется огромное количество людей на большие расстояния
  2. Сальдо — разность между числом прибывшего и отбывшего населения на определенную территорию за конкретный (один и тот же) промежуток времени
  3. Статистика — упорядоченные и обработанные данные, полученные из опросов населения, правовых документов. Они наглядно показывают картину миграции регионального объекта
  4. Беженец — мигрант, покинувший свою страну в силу чрезвычайных обстоятельств, например, природных катастроф, политических беспорядков или любых других обстоятельств, представляющих угрозу жизни.

Виды миграций

Вынужденная миграция в 2020 году - что это такое, населения, правовое регулирование, примеры

Рассматривая разные характеристики миграции, можно представить разные классификации этого явления. Прежде всего выделяют:

  1. Внутренняя. Этот вид предполагает переселение народа в пределах родной страны. Например, из одного города в другой, из города в село, из села в город
  2. Внешняя. Перемещение в другую страну. Это может быть как соседнее государство, так и находящееся на другой стороне земного шара. Тогда придется пересечь не одну границу.

С точки зрения правового статуса миграцию рассматривают иначе:

  1. Легальная. Граждане пребывают и работают в чужой стране на законных основаниях
  2. Нелегальная. Подразумевает незаконное пересечение границы с целью поиска места для проживания и работы в другом государстве.

По другим критериям:

  1. Временная
  2. Безвозвратная
  3. Кочевничество/паломничество
  4. Вынужденная миграция.

Нельзя относить миграцию только к одному из видов. Так, она может быть одновременно внешней, легальной, вынужденной и временной.

Историческая справка

Вынужденная миграция в 2020 году - что это такое, населения, правовое регулирование, примеры

Явление миграции — естественный процесс, который регулирует социальную, демографическую и экономическую сферы общества. Это позитивно сказывается на принимающую сторону, так как мигрант приносит государству чистую прибыль, решает проблему занятости населения, способствует интеграции культуры.

Но есть и отрицательные моменты в миграции. Об этом говорят печальные опыты в истории, когда миграция была принудительной и репрессивной. Вот некоторые из них:

  1. Миграция населения во времена Гражданской войны в России (1918-1922 г.). Около 3 млн россиян стремились найти себе место в других странах мира
  2. Массовые миграции во время Чилийской революции в 70-х
  3. Тотальные превентивные депортации советских немцев в послевоенные годы, один из примеров сталинских репрессий. Мигрировать были вынуждены также греки, финны
  4. Принудительная депортация национальных меньшинств (народов СССР). В эту категории попадали азербайджанцы, крымские татары, поляки, китайцы, армяне евреи и др.

Законодательство РФ признает 2 вида вынужденных иммигрантов: беженцы и вынужденные переселенцы. Различаются между собой гражданским статусом.

Читайте также:  Запись ребенка в детский сад через интернет в 2020 году - москва, госуслуги, онлайн, спб

Беженцы — граждане других стран, переселенцы — граждане РФ.

Правовое регулирование

Вынужденная миграция в 2020 году - что это такое, населения, правовое регулирование, примеры

Основной закон, которым следует руководствоваться — Постановление Правительства РФ № 935 Об уточнении Федеральной миграционной программы. В документе есть информация о принципе рассмотрения различных видов миграций с правовой стороны вопроса.

Затрагивается тема вынужденной миграции. Особой категорией граждан признаются граждане СССР и стран постсоветского пространства.

Вопрос о вынужденных переселенцах подробно разбирается в другом нормативно-правовом документе, законе № 4530-I О вынужденных переселенцах от 1993 г.

В частности, статья 3 говорит о процедуре признания статуса переселенца. Статья 6 описывает права и обязанности переселенца в государстве.

Статья 14 поднимает проблему международного сотрудничества по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев.

Основные причины миграции

Вынужденная миграция в 2020 году - что это такое, населения, правовое регулирование, примеры

В зависимости от происхождения, миграции могут происходить на почве национальных проблем, экономических трудностей, экологических катастроф, политических и военных беспорядков. Остро встают вопросы религии, права и гуманитарности.

Одни миграции носят групповой характер, другие — индивидуальный. Перечень причин, по которым они имеют место в обществе также не универсален.

Основание для миграции бывает особым и стандартным, объективным и субъективным.

Особое внимание стоит уделить вопросу экологической обстановки, уровню загрязненности окружающей среды. В проведенных исследованиях выявлена закономерность между заболеваемостью вследствие загрязнения окружающей среды и миграционной активностью населения.

Для наглядности соберем причины в единый список:

  • стремление повысить качество жизни
  • желание найти более оплачиваемую работу, получить желаемую специальность, найти подходящие условия работы в другой стране из-за невозможности получить это в родном государстве
  • потребность в другом климате по состоянию здоровья
  • духовная потребность в познании другой культуры, новых впечатлениях и знаниях
  • обострение военных и этнических настроений в стране
  • преследования человека.

Причиной для вынужденного выселения служит только экстренная ситуация, связанная с угрозой жизни. В таком случае никто не спросит граждан об их желании переселиться, процесс происходит в принудительном порядке.

Мигрантам государство оказывает социальную поддержку и берет на себя ответственность за предоставление комфортных условий проживания.

Масштабы ситуации в России

Вынужденная миграция в 2020 году - что это такое, населения, правовое регулирование, примеры

Время репрессий кулаков и депортаций народных меньшинств позади. Уровень внутренней миграции заметно снизился.

Но обострились межнациональные отношения, участились расовые конфликты. Это привело к увеличению числа не репрессивных миграций.

В связи с недавними событиями в Украине УФМС (Управление Федеральной Миграционной службы) приходится рассматривать большое количество заявок с прошением о принятии статуса беженца или предоставлении временного убежища.

В России растет количество эмигрантов (людей, покидающих страну). Граждане, не сумевшие принять нестабильную экономическую и политическую ситуацию, чаще всего выбирают такие страны для переезда как США, Германия, Израиль.

Наблюдается высокий уровень нелегальной иммиграции из ближнего зарубежья. Эти люди прибывают в РФ с целью заработка, нарушая закон уже при въезде через границу.

Во внутренней миграции очевиден большой приток в регионы с высокими заработными платами и уровнем жизни: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Калининградская область. Не менее важным для россиян кажутся природные и климатические условия, поэтому популярными регионами для иммигрантов стали Краснодарский и Ставропольский край.

Проблемы и последствия процесса

Вынужденная миграция в 2020 году - что это такое, населения, правовое регулирование, примеры

Государство-донор испытывают на себе негативные последствия миграции. В составе выезжающих преобладает трудоспособное молодое население.

Из этого следует, что в стране-доноре остаются пожилые и нетрудоспособные граждане, что подрывает экономику региона.

Но проблемы появляются и у акцептора: беженцев необходимо расселить, трудоустроить, обеспечить соцзащиту и медобслуживание. Если поток иммигрантов большой, то создать комфортные условия для них в короткий срок просто невозможно.

Принимающая сторона может испытывать негативные последствия перенаселенности, вызванной вынужденной миграцией — понижение уровня жизни, безработица, конфликты между коренными и приезжими жителями, рост преступности.

Примеры вынужденной миграции населения

Вынужденная миграция в 2020 году - что это такое, населения, правовое регулирование, примеры

Массовая миграция в РФ приходится на первую половину девяностых годов. Пик прироста населения пришел в 1993 год и далее пошел на спад.

К 2001 году тенденция приняла умеренные обороты.

С 1992 года началась регистрация беженцев и переселенцев. За весь период было зарегистрировано 1,4 млн человек.

После того как граждане адаптируются в новом государстве с них снимается особый статус.

Больше всего беженцев до 1995 года было из Таджикистана. Немного меньше из Грузии и Азербайджана.

Еще одна массовая группа эмигрантов — из Чеченской республики. С декабря 1994 года по январь 1995 ее покинули почти 260 000 человек.

  • Впоследствии некоторая часть вернулась обратно.
  • Во время катастрофы на чернобыльской АЭС государство организовано проводило миграционные мероприятия и старалось максимально устроить жильцов на новых местах.
  • В 2019 году примером вынужденной миграции служит переселение народа из Восточной части Украины в Россию из-за военных действий.

Незаконное пребывание

Вынужденная миграция в 2020 году - что это такое, населения, правовое регулирование, примеры

Ошибочно считать, что вынужденная миграция — это то же самое, что и нелегальная. Но они связаны друг с другом.

Большинство мигрантов не торопятся узаконивать свой статус в принимающем государстве.

Обычно гражданин приезжает по безвизовому режиму и становится на учет. Чем труднее пройти процедуру, тем больше в стране нелегальных жителей.

В 2015 году введена новая процедура легализации мигрантов. Но для ее эффективности требуется согласованность работы всех государственных институтов и 2-стороннее соглашение с другими странами, в первую очередь, с ближним зарубежьем.

Плюсы и минусы

Вынужденная миграция в 2020 году - что это такое, населения, правовое регулирование, примеры

К бесспорным преимуществам вынужденной миграции относят:

  1. Демографический подъем
  2. Повышение работоспособности населения
  3. Культурный обмен между гражданами разных этнических групп.

Но есть и отрицательные стороны явления:

  1. Оставление родных мест для человека — значит частичная потеря социальной жизни, работы
  2. Длительный адаптационный период переселенцев
  3. Уменьшение объема рынка труда.

Заключение

Миграция — важнейший инструмент регулирования различных сфер общества, особенно экономической.

Управление этим инструментом должно качественно осуществляться на федеральном уровне. Под этим подразумевается как сопровождение гражданина, оказание социальной поддержки, так и налаженная работа пропускной системы.

Приоритетное внимание важно уделять именно вынужденным мигрантам, так как они не имеют нужной подготовки, алгоритма действий, который бы позволил им самостоятельно адаптироваться в стране.

Источник: http://ymp3.ru/migracija/vynuzhdennaja-migracija-prichiny-i-masshtaby

Правовое регулирование вынужденной миграции в России

Вынужденный переселенческий процесс является одним из видов миграционных процессов, длительное время подлежащий в России правовому регулированию.

Характер дореволюционного правового регулирования вынужденного переселенческого процесса четко отражает описание автором своего героя — Василя Шкутя: «…Он бы дошел, он еще крепок, но где же взять эти семьдесят рублей, которых не хватило для разрешения идти на новые земли?»[1].

Среди главных тенденций, характеризующих современные миграционные потоки, особую значимость с точки зрения соблюдения основных прав человека и развития человеческого сообщества в целом приобретает вынужденная миграция.

Вынужденная миграция, при которой люди, спасаясь от угрозы для жизни и иных преследований, вынужденно покидают места своего постоянного жительства и ищут убежища на других территориях в границах государства своей гражданской принадлежности или за его пределами, в значительной степени явилась следствием принудительной миграции.

Когда речь идет о вынужденной миграции, имеются в виду не только те мигранты, которые получили официальный статус в соответствии с Федеральными законами «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах», но и все переселения, не связанные с позитивной мотивацией и привлекающими возможностями в новых местах вселения. Однако такое понимание вынужденной миграции, при всей ее верности, не имеет четких критериев и не может быть выражено количественно.

В генезисе переселенческого процесса в дореволюционной России выделяется Переселенческое управление (2 декабря 1896—19 сентября 1905 гг.), предназначавшееся для заведования переселенческим делом.

Управление приравнивалось к департаментам и руководило делами разрешений на переселение, заведовало всеми кредитами по МВД на переселенческое дело, рассматривало дела, возложенные на управление Министром внутренних дел[2].

В процессе советского этапа развития отечественной миграционной системы, с одной стороны, прослеживается органическая связь миграции с перераспределением трудовых ресурсов, оплатой труда, ценообразованием[3].

Решалась проблема переселения из малоземельных регионов в многоземельные[4], особенно на Дальний Восток в связи с усилением его военно-стратегического и политического значения вплоть до Великой Отечественной войны.

С другой стороны, значительные масштабы приобрели принудительные методы переселения населения: этапирование уголовных и политических заключенных в восточные и северные районы.

Вместе с тем урбанизация страны отражала период ее бурной индустриализации: огромные людские потоки пришли в движение, люди порой насильно сгонялись с мест проживания на освоение дальневосточных, северных и других районов, на строительство городов (Норильска, Комсомольска-на-Амуре) и крупнейших промышленных объектов и др.

Установившаяся командно-административная система управления внутренней миграцией способствовала ускоренному развитию страны при реализации планов первых пятилеток. С 1936 г. руководство переселенческим делом было возложено на НКВД[5].

Под вынужденным переселенческим процессом понимается целенаправленное, согласованное функционирование субъектов управления, права, информатизации и обеспечения при проектировании и территориальном перемещении людей, обусловленном их государственным регулированием, реализацией личных, общественных и государственных интересов и, как правило, влекущем приобретение ими нового правового статуса.

Основным межправительственным органом, ответственным за деятельность Совета Европы в области миграции, является Европейский комитет по миграции. Его задача состоит в развитии европейского сотрудничества по вопросам миграции, положения мигрантов, социальной интеграции мигрантов и беженцев и общинным отношениям.

За прошедшие годы Комитетом министров Совета Европы было принято большое число резолюций и рекомендаций, касающихся защиты трудящихся мигрантов и членов их семей: о возвращении трудящихся мигрантов на их родину; Резолюция о школьном обучении детей трудящихся мигрантов; Резолюция о равном обращении с трудящимися страны и мигрантами в области условий труда, оплаты, увольнений, географической и производственной мобильности; Резолюция о равном обращении с трудящимися страны и мигрантами с точки зрения доступа к профессиональной подготовке и переподготовке; Резолюция  о незаконной иммиграции и незаконном найме иностранных рабочих; Рекомендация о женщинах-мигрантах; Рекомендация о втором поколении мигрантов и др.

Юридический статус мигранта зависит от того, имеет ли он гражданство страны проживания или может его приобрести. Совет Европы стремится способствовать тому, чтобы иностранные граждане, особенно проживающие в стране на постоянной основе, обладали более полной юридической защитой.

Это основное условие успешной интеграции. В начале 90-х годов комитетом экспертов по юридическому статусу долгосрочных мигрантов в принимающих странах разработаны предложения по гармонизации правового положения долгосрочных мигрантов.

Читайте также:  Права матери-одиночки по трудовому кодексу в 2020 году - рф, при увольнении

Это можно рассматривать как один из первых шагов по получению права на постоянное проживание для долгосрочных мигрантов.

В конце 1990-х годов Комитет по миграции СЕ вновь вернулся к вопросу о юридическом статусе долгосрочных мигрантов и их интеграции. Совет Европы исходил их того, что возможность приобретения мигрантом гражданства страны проживания является основным, но не достаточным элементом процесса интеграции.

Огромную роль при этом играют социально-экономические факторы, в частности, равные социально-экономические права с гражданами страны проживания мигрантов.

В целях достижения социального слияния иммигрантов в принимающее общество, то есть их интеграции, внутреннее законодательство по гражданству должно базироваться на фундаментальных принципах, содержащихся в Европейской конвенции о гражданстве.

Источник: https://magref.ru/pravovoe-regulirovanie-vyinuzhdennoy-migratsii-v-rossii/

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления

Эдилова Р. Э. Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 204-206. — URL https://moluch.ru/archive/37/4300/ (дата обращения: 22.10.2019).

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы миграционного законодательства, даются рекомендации по его совершенствованию. Ключевые слова: миграционная политика, законодательство, регулирование, государство, гражданин, общество.

In article questions of regulation of migration in the Russian Federation, problems of the migratory legislation are considered, recommendations about its perfection are made.

Keywords: the migratory policy, the legislation, regulation, the state, the citizen, society.Миграционная политика России является составной частью государственной внешней и внутренней политики, а ее реализация одной из приоритетных задач государства. Миграция влияет на многие стороны жизнедеятельности общества, как на социальное, экономическое, внешнеэкономическое, демографическое развитие так и на национальную безопасность Российской Федерации. Несмотря на активное развитие в последние годы миграционного законодательства, миграционное право еще не выделилось в самостоятельную отрасль права.Постепенно идет процесс формирования такой отрасли национального законодательства, как «миграционное право» [1] . Как считает Ю.А. Тихомиров, эта отрасль «отражает сложные процессы в сфере миграционных отношений и, естественно, обладает комплексным характером. «Опорный слой» системного регулирования составляют принципы и нормы международного права, включая акты международных организаций и межгосударственных объединений, а также международных миграционных институтов» [2]. Законодательные нормы, регулирующие правоотношения в области миграции, помимо конституционного, административного и административно-процессуального права, также содержатся и в трудовом, жилищном и семейном, подпадающих под совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов[3]. К источникам миграционного права, помимо законов и иных нормативно – правовых актов, подзаконных актов, следует отнести судебные решения, внутригосударственные договоры и соглашения нормативного характера, международные договоры РФ. Россия присоединилась практически ко всем международно-правовым актам в области прав человека, а также к правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере миграции и общепризнанные нормы международного права. Нормативное регулирование вопросов миграции и защиты прав мигрантов в Российской Федерации осуществляется на следующих уровнях[4]:

  • на федеральном уровне (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты – указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств);
  • на уровне субъектов Российской Федерации (законы субъектов РФ; подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ);
  • на уровне местного самоуправления (нормативные акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления);
  • на межгосударственном уровне (заключение многосторонних и двусторонних соглашений с другими государствами в области миграции), а также на основании общепризнанных принципов и норм международного и европейского права.

Правовую основу миграционной политики составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г., «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г., «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г., «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 г., Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации от 1 марта 2003 г., иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные и правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией. Эти законы в значительной степени обеспечили законодательную реализацию целого ряда задач в регулировании миграционных отношений. В частности, надо, отметить, что Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, провозгласила основные принципы государственно-правового развития страны: демократическое федеративное правовое государство, в котором высшей ценностью являются права и свободы человека, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства. В Конституции закреплены базовые нормы, обеспечивающие важнейшие конституционные права человека и гражданина в миграционной сфере: право каждого, кто законно находится на территории РФ, на свободное передвижение; выбор места пребывании и жительства в пределах РФ; право на свободный выезд из страны и беспрепятственный въезд в РФ (ст.27) [5]. Важным шагом в развитии современной системы государственного регулирования миграции в Российской Федерации являются разработка и одобрение Правительством Российской Федерации Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года № 256-р). В настоящее время Концепция считается едва ли не единственным комплексным правовым актом, в соответствии с которым должна выстраиваться вся система миграционных отношений в России. Следует сказать, что на сегодняшний день в российском законодательстве количество нормативных актов в области миграции (в основном касающихся ее вынужденной составляющей), насчитывает более десятка федеральных законов, свыше ста действующих указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных актов различных министерств и ведомств, а также несколько десятков межгосударственных и межправительственных соглашений. Такое многообразие выдвигает на первый план задачу систематизации нормативного правового материала в области миграции. При этом его необходимо привести к структурному единообразию, отследить внутреннюю согласованность различных норм, а также осуществить мониторинг возможных пробелов и противоречий между федеральным и региональным законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права. Некоторые авторы считают, что сегодня нет полноценного миграционного законодательства, отсутствует специализированный законодательный акт, посвященный вопросам миграционной сферы в целом, в России нет основного определяющего вектора развития миграционного законодательства РФ. Думается, в первую очередь нужно принять законы о трудовой миграции, о миграции, где бы были перечислены все виды миграции, и ряд других законов. Необходимо также констатировать, что действующее законодательство РФ о миграции пока не позволяет в достаточной степени обеспечить осуществление эффективной миграционной политики в России. Миграционная ситуация имеет тенденцию к изменению, в связи с чем миграционное законодательство требует постоянного совершенствования, как на федеральном, так и на региональном уровне. Литература:

  1. Ястребова А.Ю. Правовые основы современной миграции и формирование иммиграционной политики РФ // Конституционно и муниципальное право. 2008. №15. С. 18.
  2. Тихомиров Ю.А. Правовое положение мигрантов // Зарубежное законодательство и сравнительное правоведение. Выпуск 3. 2006. №6. С. 17.
  3. Воронина Н.А. Развитие миграционного законодательства в России и странах СНГ. – Москва © Центр миграционных исследований 2004 – 2009 гг // fmcentre @ ecfor.ru
  4. Там же
  5. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит.,1993.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, миграционное законодательство, область миграции, акт, миграционная сфера, норма, распоряжение Правительства, свобода человека.

Миграционный поток в Европу лишь косвенно коснулся России, поскольку потенциальные

В 2015 году гражданство Российской Федерации приобрели 209 799 человек.

Именно это предусматривает постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря…

Таджикистан, область миграции, акт, местное самоуправление, миграционная политика, миграционное законодательство, норма, свобода человека, миграционная сфера.

Российская Федерация, миграционная политика, исполнительная власть, сфера миграции, Конституция РФ, орган, федеральный орган, региональный уровень, Правительственная комиссия…

Российская Федерация, незаконная миграция, Россия, сфера миграции, миграционная сфера, гражданин, лицо, федеральный государственный контроль, миграционное законодательство

По сравнению с зарубежными странами миграционное законодательство Российской Федерации составляет сложный разрозненный комплекс нормативно-правовых актов. Правовому регулированию миграции посвящены десятки законов

 приводить миграционное законодательство субъектов РФ в соответствие с федеральными нормативными правовыми актами

 совершенствовать контроль реализации законодательства РФ в сфере миграции. Особенность правового статуса ФМС России

После длительного обсуждения и значительных доработок, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2003 г. № 256-р была одобрена Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

Российская Федерация, административная ответственность, РФ, Россия, миграционное законодательство, миграционная политика, гражданин, Югра, лицо, административное выдворение.

Читайте также:  Как оплачивается учебный отпуск заочникам в 2020 году - магистратуры, по закону, тк

Основной целью данного Федерального закона, по нашему мнению, стала защита прав, свобод и законных интересов заявителей

Так, работа с обращениями граждан занимает особое место в деятельности Федеральной миграционной службы Российской Федерации (ФМС России).

Источник: https://moluch.ru/archive/37/4300/

Вынужденная миграция в 2019 году — что это такое, населения, правовое регулирование, примеры

Процессы миграции в стране обычно являются спонтанными, неорганизованными и добровольными с точки зрения того, кто совершает переселение. Но есть место такому явлению, как вынужденная миграция населения в России в 2019 году.

Предпосылками для такого вида процесса выступают конфликты, природные катаклизмы и так далее. Поскольку такого рода явления могут угрожать жизни граждан, которые проживают на конкретной территории.

Что это такое

Сам по себе процесс миграции является естественным и в каждой стране он присутствует. Для людей привычным считается возможность переезда — как в пределах страны, населенного пункта, так и с пересечением границы других государств.

Вынужденная же миграция — это процесс, в котором гражданин имеет выбор, но для сохранения своей жизни решает переселиться на другую территорию. В данном случае возникает ряд факторов, от которых зависит принятие решения в плане миграции.

Государство, конечно же, обязано реагировать на такие процессы в двустороннем порядке:

Перемещения могут быть из-за причин в стране И тогда внутри нее происходят процессы миграции или же вытекают за пределы государства
Соседние страны имеют перечень опасных причин, и их население мигрирует в страну рядом Правительству нужно контролировать всех новоприбывших

В ключе данных явлений и нужно проводить создание адекватных мер по предотвращению негативных моментов в этом плане.

Определение понятий

Понятийная база в этой сфере работает в большом спектре. Поскольку с вынужденной миграцией связано много других областей жизни человека. Термины, которыми следует пользоваться, формируют следующий список:

Понятие Обозначение
Миграция Процесс, в ходе которого человек принимает решение о переселении на новое место жительства
Сальдо Это показатель в области миграции используется для определения, какой показатель мигрантов существует на определенной территории в конкретный отрезок времени. Для этого составляют разницу между прибывшими и выбывшими ячейками населения
Статистика Данные, которые формируют за счет опросов, обработки информации правового значения. Это сгруппированные данные, которые позволяют упорядоченно увидеть картину миграции в регионе, стране, мире
Беженец Категория мигранта, который имеет отличительные причины для выезда за пределы территории проживания. Основной причиной должна выступать угроза жизни человека. Это могут быть как природные явления, так и угрозы от людей или в сфере политики

На какие виды делится

Условно можно разделить миграцию такого толка на несколько видов, чтобы более структурировано подавать информацию в этой области:

Вид Особенности
Внутренняя Определяется территорией перемещения и касается выезда в пределах одной страны. Это могут быть перемещения в направлениях город-город, город-село, село-город
Внешняя В таком случае территория перемещения не будет ограничиваться одним государством, а предполагает выезд за пределы своей родины. Для этого необходимо пересечь свою границу и других государств

Правовое регулирование

В сфере переселения действует несколько законов. Прежде всего, следует опираться на Постановление Правительства РФ №935 “Об уточнении миграционной программы”. Этот закон включает рассмотрение всех видов миграции с правовой точки зрения.

Есть там положения и относительно вынужденной миграции. Особыми категориями в условиях данного нормативно-правового документа становятся граждане СССР и стран постсоветского пространства. Также перемещаться по стране и жить в ней могут апатриды и лица без гражданства.

Также в России существует отдельное законодательство о вынужденных переселенцах. Это закон РФ №4530-1 “О вынужденных переселенцах”. Он был принят еще в 1993 году и действует до сих пор.

В статье 3 говорится о процедуре подачи документов для признания человека переселенцем. А статья 6 устанавливает набор прав и обязанностей такого лица в стране.

Существует и программа международного сотрудничества в плане переселенцев. Чтобы понимать функционирование всех процессов, следует обратиться к статье 14 этого же закона Российской Федерации.

Интересующие вопросы

Вынужденная миграция имеет много трудностей. Большинство из них связано с документами. Такого рода переселение обычно связано с такими факторами:

Нехватка времени Для сбора собственных бумаг
Потеря документов Из-за частых переездов, условий проживания
Порча бумаг Что усложняет процесс установления беженства

Все эти моменты негативно влияют на дальнейшее пребывание в стране. Поскольку для получения какого-либо статуса и помощи нужно доказать свою личность и прописку.

В ходе самой процедуры нужно будет доказывать основания для получения убежища, социальной помощи и так далее.Поэтому нередко возникает набор вопросов.

Все они касаются непосредственно порядка получения, в каких случаях может быть признана вынужденная миграция и какие существуют трудности в этой области.

Их нужно знать, чтобы заранее подготовиться к оформлению и более быстро и просто пройти все этапы.

Причины такого переселения

Стоит понимать, что вынужденная миграция всегда имеет под собой веские причины. В первую очередь, должна существовать угроза жизни человека. Если ее нет, то и вид миграции будет считаться иным. К примеру, добровольным в поисках лучших условий проживания.

В случае с вынужденным переселением, действует такой набор предпосылок:

  • наличие на территории проживания боевых действий;
  • конфликты в стране или регионе на почве межэтнических или религиозных разногласий;
  • преследования человека — чаще встречается политического вида;
  • стихийные бедствия природного характера;
  • катастрофы экологические или же техногенные.

В некоторых случаях переезд может осуществляться в обязательном порядке и принудительно. Согласие населения тогда никто не получает, но государство обеспечивает людям равноценные условия проживания и социальную поддержку.

Примеры вынужденной миграции населения

В истории России есть несколько масштабных примеров по переселению вынужденного характера. К таким относятся:

Коллективизация и ассимиляция В ходе этих действий политического характера из центральных районов страны совершалось переселение людей в регионы севера, Урала и Сибири
Депортации Практиковались такие действия с превентивными целями — их совершали перед тем, как начать военные действия и только в областях государственных границ
Выселение национальных меньшинств Во времена СССР такие процессы наблюдались на территориях Крыма, Кавказа — Северного и Закавказья
Репрессии Это вид переселения включает заключение людей и перевод их на места работы в ГУЛАГ

Вынужденными стали и переселения в связи с техногенной катастрофой на Чернобыльской АЭС. Здесь применялась организованная миграция. И государство старалось максимально устроить бывших жителей региона на новых местах.

Примером международной вынужденной миграции в 2019 году может являться переселение населения восточной части Украины в Россию из-за проведения на той территории боевых действий.

Какие есть проблемы в данном вопросе (статистика)

В ходе вынужденной миграции могут возникать как положительные реакции в обществе, так и негативные. Проблемы в этой сфере включают невозможность справиться с расселением граждан, созданием для них условий для труда — рабочих мест.

Также есть трудности в плане социального обеспечения и медицинского обслуживания.Для страны, которая принимает вынужденных мигрантов, сложности существуют и в плане учета потоков переселенцев.

Поскольку есть место быть как официальному пребыванию людей в стране, а есть и нелегальные переселенцы — без каких-либо документов и оснований для нахождения на территории государства.Важным для правительства становится равномерное распределение беженцев.

Поскольку необходимо контролировать все социальные и экономические процессы, связанные с переселением — объем рынка труда, уровень жизни и так далее.Что касается статистики ООН, то статус вынужденного переселенца в России за начало 2019 года получили 60 тысяч человек.

В такой же период 2016 года эта цифра составила 50 тысяч человек. Социологи установили, что удельный вес такого населения в стране составляет 0,1% от общего показателя иностранцев. Хотя фактический показатель мигрантов может исчисляться в млн.

Плюсы и минусы

Среди положительных моментов вынужденного переселения можно назвать
  • прирост в численности городов, что приводит к их развитию;
  • построение новых городов;
  • увеличение массы трудоспособных граждан;
  • культурный обмен между новоприбывшими и теми, кто постоянно проживает на территории
Вместе с тем есть и ряд отрицательных сторон процедуры
  • люди покидают родные места, теряя привязки к дому, работе, социальным связям;
  • для всех таких переселенцев требуется проведение адаптационных мер;
  • существует риск появления перенаселения существующих населенных пунктов;
  • снижение объема рынка труда, нехватка вакансий

Эти явления могут негативно повлиять как на переселенца, так и на экономическую и социальную стороны жизни государства и общества.

Сфера применения вынужденной миграции достаточно широка. Здесь могут действовать как аспекты конфликтов, так и независящих от человека явлений.

Важно уметь на государственном уровне регулировать все потоки мигрантов. Это касается как пропускной системы, так и дальнейшего сопровождения человека.

Поскольку мигрантам такого рода сложно устроиться за счет отсутствия предварительной подготовки и конкретного плана действий. В отличие от добровольных мигрантов, которые едут сразу на место труда или проживания.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://posobieguru.ru/migracija/vynuzhdennaja/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector