Незаконная миграция (нелегальная) в 2020 году — что это такое, проблемы, россии, ук рф

04.03.2019

Одним из деяний, ответственность за которое предусмотрена действующим законодательством, является незаконная миграция на территорию РФ. Рассмотрим, что под собой подразумевает это правонарушение, какие существуют методы борьбы с незаконной миграцией, а также как нужно бороться и куда жаловаться, если вам стали известны случаи незаконной миграции.

Что такое незаконная миграция

Незаконная миграция (нелегальная) в 2020 году - что это такое, проблемы, России, УК РФ

Несмотря на то, что мировой уровень законов в этой сфере значительно был ужесточён, проблема незаконной миграция в Россию продолжает существовать, а количество мигрантов с каждым годом увеличивается.

Действия по незаконному пересечению границы РФ, согласно действующего законодательству, считаются преступлением, ответственность за которое содержится в ст. 322.1 УК РФ. Кроме того, возможно наложение административных штрафов, в соответствии со ст. 18.9, 18.10 КоАП РФ.

  • Объектом данного правонарушения будут являться общественные отношения, на которое лицо оказывает своё посягательство, то есть отношения, которые регулируют порядок управления тем или иным государством.
  • Объективная сторона выражается в посягательстве во внешней среде, предполагает совершение определённых действий, направленных на достижение нужного результата.
  • Субъектом данного правонарушения является гражданин того или иного государства, который совершил опасное деяние, выражающееся в незаконном пересечении границы.
  • Субъективная сторона заключается в отношении самого лица к совершаемому преступлению.

Несмотря на то, что получить всю разрешающую документацию для проживания в РФ не так и тяжело, многие лица продолжают пребывать на её территории незаконно.

Основной причиной служит экономия на оформлении бумаг, при этом общий показатель эмигрантов, по отношению к 2016 году, был снижен более чем в 1,5 раза.

Однако стремительно растёт количество мигрантов с Центральной Азии, в связи с этим по статистике 2017 года резко возросло количество депортированных граждан.

  1. К сожалению, на сегодня подсчитать количество незаконных мигрантов очень затруднительно.
  2. Статья 322.1 Уголовного кодекса РФ «Организация незаконной миграции»
  3. Статья 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»
  4. Статья 18.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации»

Нелегальная миграция: проблемы и причины

Незаконная миграция (нелегальная) в 2020 году - что это такое, проблемы, России, УК РФЧитать так же:  Упрощенное получение ВНЖ

Перечислим основные причины незаконной миграции в РФ:

  1. Возможность получения выгоды, так как в подавляющем количестве развитых стран имеется огромный спрос на неквалифицированную работу, для осуществления которой нет необходимости в получении соответствующего образования и наличия опыта. Поэтому многие жители Африки и Азии покидают свои страны с целью трудоустройства;
  2. Возможность получения безопасности. Очень часто именно эта причина заставляет людей покидать родину, поскольку последствия от некоторых происшествий там, могут быть несоизмеримо большими. Например, люди пытаются защититься от войн, стихийных бедствий, гонений на религиозной почве;
  3. Возможность уклонения от ответственности. Очень часто эмигрантами становятся по причине совершения преступления на родине, поэтому подавляющее число беженцев просто бежит от закона, а остальная часть просит политического убежища.

Проблемы, которые за собой влечёт незаконная миграция, условно принято делить на несколько групп.

Для самих беженцев:

  • отсутствие жилья;
  • отсутствие квалифицированной медицинской помощи;
  • отсутствие работы;
  • невозможность получения социальной поддержки;
  • невозможность отстоять свои законные права;
  • отсутствие предметов первой необходимости, а также возможности их приобретения по причине незнания языка либо неимения местной валюты.

Для жителей принимающей страны:

  • неудобства, которые приходится терпеть по причине поиска эмигрантов, а значит общение с сотрудниками полиции и сотрудниками миграционных служб;
  • увеличение количества незаконного трудоустройства, и, как следствие, наложение больших сумм штрафов на таких работодателей;
  • увеличение количества трудящихся на опасных производствах без наличия на то соответствующих знаний и умений, что в свою очередь может повлечь различные инциденты и даже катастрофы;
  • риск возникновения различных заболеваний и эпидемий;
  • несоразмерное увеличение количества жителей некоторых регионов;
  • увеличение количества недовольства со стороны коренных жителей, поскольку иногда образ и уклад жизни эмигрантов может не соответствовать жизни принимающей стороны;
  • увеличение количества преступности.

Пути проникновения на территорию РФ и факторы этому способствующие

Незаконная миграция (нелегальная) в 2020 году - что это такое, проблемы, России, УК РФ

  1. В зависимости от способа пересечения границы:
    • легально, через пропускной пункт, но возможно с поддельными документами;
    • нелегально, через места неохраняемой территории границы;
  2. В зависимости от количества человек:
    • перемещение одиночное;
    • групповое пересечение границы;
  3. В зависимости от уровня организации:
    • трудовые мигранты покидают территорию массово, то есть группами;
    • мигранты с мест боевых действий либо при стихийных бедствиях, как правило, покидают свои государства стихийно.

Далее, перечислим факторы, которые могут способствовать желанию граждан других стран мигрировать на территорию РФ:

  1. Большой масштаб предприятий теневого бизнеса, в которых очень часто требуется чернорабочая, низкооплачиваемая сила;
  2. Нежелание некоторых работодателей уплачивать соответствующие налоги и сборы в казну;
  3. Неорганизованная работа миграционных служб, а также наличие законодательных пробелов в этой сфере;
  4. Готовность иностранцев трудиться при социально незащищенном положении;
  5. Неготовность, а также недостаточность мер пресечения незаконного пересечения границы и пребывания на территории РФ;
  6. Отсутствие финансирования процедуры депортации за пределы страны.

Читать так же:  Административное выдворение иностранных граждан

Все эти факторы способствуют проникновению на территорию России мигрантов, которые, в свою очередь, способствуют росту уровня преступности, в связи с осуществлением следующей деятельности:

  • взяточничество;
  • воровство;
  • разбой;
  • терроризм;
  • провоз оружия;
  • подделка документов и денежных знаков;
  • уклонение от уплаты законных налогов, сборов и пр.

Основные риски, которые развиваются с незаконной миграцией, можно обозначить следующие:

  1. Как правило, мигрантами являются жители стран, с более низким уровнем жизни. Поэтому основная цель миграции — заработок. Риски следующие:
    • нанимая таких работников, нет необходимости в проведении государственных отчислений;
    • нанимая таких работников, сокращается количество рабочих мест, а соответственно увеличивается уровень безработицы в стране;
  2. После прибытия на территорию проживания мигрантам необходимо где-то жить, отсюда происходят нарушения, связанные с жилищным законодательством.

Способы борьбы с мигрантами

Незаконная миграция (нелегальная) в 2020 году - что это такое, проблемы, России, УК РФ

  1. Усиленный контроль за работодателями, позволяющий сократить количество мест, на которых трудоустроены нелегалы. Действующим законодательством предусмотрены значительные штрафы для таких работодателей;
  2. Честное налогообложение. Так для россиян НДФЛ составит 13%, при этом граждане иных государств обязаны уплачивать все 30% от дохода. Эта мера может значительно заинтересовать мигрантов с целью снижения налоговой нагрузки;
  3. Разъяснительные меры, позволяющие иностранцам понять, какая может наступить ответственность за незаконную миграцию.

Меры наказания для нелегальных мигрантов

Незаконная миграция (нелегальная) в 2020 году - что это такое, проблемы, России, УК РФ

Так, ответственность выглядит следующим образом:

  1. Для самого иностранца — штраф, размер которого варьируется от 2 до 5 тыс. рублей и выдворение за пределы государства;
  2. Для гражданина, способствующего его прибытию — штраф до 400 тыс. рублей;
  3. Для лиц, предоставивших жильё, автомобиль — штраф до 2 до 5 тыс. рублей;
  4. Для предприятия, где трудоустроен нелегал — штраф размером до 500 тыс. рублей и наказание лицу, ответственному за это — от 40 до 50 тыс. рублей.

Организация незаконного пересечения границы может караться:

  1. За организацию массового нарушения границы государства — лишение свободы сроком от 5 до 7 лет;
  2. За проведение фиктивной регистрации — лишение свободы на 3 года;
  3. Для лиц, совершивших преступление на территории РФ — лишение свободы и штраф, размер которого варьируется до 500 тыс. рублей.

Порядок проведения процедуры депортации определён действующим законодательством, при этом решение о выдворении должно приниматься на государственном уровне.

Куда и как жаловаться на нелегальных мигрантов

Сообщить о факте нахождения мигрантов может любой гражданин, но к сожалению, сделать это можно только путём подачи соответствующей жалобы. Анонимные письма не подлежат рассмотрению.

Читать так же:  ​​Сезонная миграция

Подать жалобу можно в ГУМВД МВД.

Как правило, жалоба составляется в свободной форме и должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Отсутствие ненормативной лексики и нецензурных выражений;
  2. Документ составлен в деловом стиле и не содержит в себе орфографических и стилистических ошибок;
  3. В тексте бумаги указаны персональные данные её подателя.

По результатам рассмотрения заявления будет принято решение и произведены действия. Ответ заявителю о принятых мерах будет направлен любым удобным ему способом.

Обратиться с жалобой можно по следующим адресам:

Регион Адрес Официальный сайт
г. Москва 115035, г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 16/4, стр. 4 https://гумв.мвд.рф/
Московская область 140053, Московская область, Люберецкий район, г. Котельники, Новорязанское шоссе, д. 4 https://50.мвд.рф/
г. Санкт-Петербург 191028, г. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 4 литер А https://78.мвд.рф/

Проблема с незаконной миграцией на территорию РФ является одной из актуальных на сегодняшний день. Указанные деяния попадают под категорию преступления, ответственность на совершение которого предусмотрена действующим УК РФ.

Источник: https://zakonoved.su/nelegalnaya-migraciya.html

Незаконная миграция — ст 322 1 УК РФ, план мероприятий по борьбе, состав преступления, документирование, судебная практика, меры противодействия

В поисках лучшей жизни многие люди пытаются выехать за пределы своей родины в поисках более оплачиваемой работы.

При этом у многих нет возможности оформить заграничный паспорт, получить виз, разрешение и т.д., въехав в государство на законных основаниях.

Очень много нарушают международные правовые нормы, нормы принимающего государства, и пересекают границы нелегально, получая автоматически статус нелегальных мигрантов. И далее более подробно именно о таком понятии как незаконная миграция

Понятие и правовое регулирование ответственности

Если говорить о таком понятии, как незаконная миграция, то можно использовать определение Международной организации по миграции, которая определяет это понятие как процесс въезда и выезда на/с территории государства мигрантов, которые не имеют на это законного права или въезжают на территорию государства с нарушением норм закона.

В общей сложности определений, которые трактуют данное понятие много, и каждый автор и исследователь предоставляет свое, но в общей сложности все они подразумевают одно и тоже.

К признакам незаконной миграции можно отнести:

  • Пересечение государственной границы не в официальных пунктах пропуска, а через неофициальные пункты, нелегальным путем.
  • Въезд на территорию страны без наличия разрешения на осуществление таких действий.
  • Получение документов и разрешений на пребывание страны или выезд из нее обманным путем, запрещенным на законодательном уровне.
  • Пребывание на территории с имеющимися документами, которые оформлены правильно, но срок которых уже истек, и следовательно, прекращено действие пребывания в стране.
  • Заключение фиктивного официального брака, который дает возможность остаться в той или иной стране.
  • Другие признаки, позволяющие определить тот факт, что гражданин нарушает законодательство действующей страны по пребыванию на ее территории и пересечение ее границ.

В соответствии с данным нормативно-правовым документам все иностранцы или субъекты, вообще не имеющие гражданства, которые находятся на территории РФ с нарушением законодательства, без наличия документов или с просроченными документами, и которые не обратились во время за их продлением в компетентные органы, или те, кто уклоняются от выезда с территории РФ, не имея на него разрешения, признаются нелегальными мигрантами.

Административная и уголовная ответственность

За нарушение норм миграционного законодательства предусмотрена ответственность как для самих иностранных граждан, так и для тех, кто организовывает и принимает таких лиц.

Возможные варианты ответственности:

  1. Административная ответственность для иностранцев, которые не имеют разрешения на работу, заключается в наложении штрафа на лицо в размере от 2-х до 5-ти тысяч рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге размер штрафа может составлять 7 тыс.рублей.
  2. Административная ответственность для должностного лица, который принял на работу нелегального мигранта, заключается в уплате штрафа в размере от 50 до 75 тыс. рублей. При повторном факте должностное лицо может быть уволено с занимаемой должности в судебном порядке.
  3. Для юридического лица, который использует незаконный наемный труд, ответственность заключается в уплате штрафа от 800 до 1,5 тыс. рублей. При этом ответственность может не ограничиться штрафом, а заключаться в прекращении деятельности на срок до 3-х месяцев.

Но административная ответственность многих не пугает, поскольку заплатил штраф и все, тем более необходимо еще, чтобы тебя поймали.

Читайте также:  Гражданство швейцарии в 2020 году - как получить, рф, для россиян, сложно ли, двойное, условия

А вот уголовная ответственность совсем другое дело, и именно поэтому многих интересует вопрос: а несут ли уголовную ответственность нелегальные  мигранты.

Ответ: сами физические лица, то есть нелегальные мигранты не несут уголовной ответственности, поскольку при повторном их обнаружении их просто выдвинут из страны, и все.

Но вот те, кто организовывает такой процесс, несет уголовную ответственность.  И предусмотрено это Уголовным Кодексом РФ.

Наказание – лишение свободы до 3-х лет. Другой вопрос, что очень трудно на деле доказать такие действия, и именно поэтому существует очень много проблем и в законодательном плане, и в судебной практике.

Видео: Информация о нелегальном переселении

Совершенствование мер противодействия незаконной миграции

Опасность нелегальной миграции заключается во многом, особенно если она неконтролируемая. Если это эпизодично, то тогда это не грозит никакими проблемами.

Но не контролируемая может приводить к таким последствиям как:

  1. Рынок труда перенасыщается дешёвой рабочей силой, так как именно она в большинстве случаев находиться нелегально, и местный рынок труда может не предлагать высокую оплату труда для местной категории населения.
  2. Это может приводить страну к производственному и промышленному коллапсу, поскольку неквалифицированный рабочий труд может влиять на качество изготавливаемой продукции, а это повлечет за собой снижение торговли, экспорта и т.д.
  3. Расовые и национальные конфликты, возникающие на почве разных религий, взглядов на жизнь, уровни жизни, образования, культуры и т.д.
  4. Эпидемии, возникающие из-за ненадлежащих условий труда и проживания нелегалов, «завоза» болезней, не типичных для данной конкретной территории.
  5. Социальные проблемы, когда местное население из-за мигрантов испытывает безработицу, проблемы с медицинским обслуживанием и т.д.

В чем сложности решения проблемы

Многие думают, что  сложность решения проблемы заключается исключительно в законодательной отрасли или правительственном контроле, но это не всегда так.

Это общая человеческая проблема, которая никогда не решиться. Максимально, что может помочь – это улучшение условий жизни и качества жизни в странах третьего мира, в странах с кризисной экономикой и т.д.

Когда люди будут получать достойную оплату труда , у них будут средства на еду и крышу над головой, то тогда они перестанут ездить в другие страны за заработком, или хотя бы у них появятся средства на оформление официальных документов.

Без виз

Многие полагают, что нелегальные мигранты появляются исключительно за счет виз, и если отменить визовый режим, то все нормализуется и люди получат официальный статус и разрешение.

Но принимать такие действия не совсем корректно, это может привести к бесконтрольному потоку легальных мигрантов, и тогда экономическая ситуация принимающей стороны вообще будет катастрофичной.

Нелегальная миграция в России

Следует отметить, что Россия занимает лидирующую позицию в списке стран, где есть огромнейший поток мигрантов.

При этом не все люди имеют официальное разрешение на работу, много есть и нелегальных мигрантов. Как показывает практика, аз последние года очень возросло количество нелегальных приезжих в России, и в итоге это вызвало ряд проблем, которые необходимо решать.

И как называют аналитики, такие вот процессы связана как с экономическими процессами – Россия остаётся одной из мощных государств по экономическому развитию из стран бывшего СССР, так и с причиной не совершенствования законодательства, когда для официального въезда на работу необходимо в миграционную службу подать очень много документов.

Легализация

В последнее время активно обсуждается вопрос о том, чтобы в РФ амнистировать всех нелегалов, то есть легализировать их.

Как считают эксперты, лучше предоставить возможность нелегалам, которые сейчас есть на территории официально работать и платить налоги, чем и дальше продолжать делать вид, что их не существует. Предложение пока рассматривается

Отмена квот

Раньше каждый работодатель получал определенный перечень квот, который разрешал ему на работу принимать мигрантов.

Это привело к тому, что начались разрабатывать целые коррупционные схемы, для получения больших квот. Но в 2019 такие квоты были отменены для работодателей, а введены патенты для самих работников.

Патенты

Не так давно ввели новшество для иностранных граждан, которые хотят работать в РФ, — это получение патента, который теперь и будет разрешением на работу.

Но процедура получения не так проста, поскольку необходимо отвечать квалификационным требованиям, знать язык и т.д., мигранты будут проходить своего рода экзамен.

Для того, чтобы определить свое желание работать в России, мигрант сразу по приезду должен отметиться в миграционной службе и отметить, что его цель – это работа. Обратиться он должен в течение 30 дней после приезда.

После того, как патент получен, сам работник в течение 2-х месяцев должен предоставить в миграционный отдел копию трудового договора, а его работодатель дать уведомление. Иначе патент будет аннулирован.

Статья 322 1 УК РФ

Если говорить именно о данной статье УГ, то здесь на законодательном уровне закреплена уголовная ответственность за организацию нелегальной миграции.

Здесь предусмотрена такая норма как лишение свободы организатора до 7 лет с наложением штрафа в размере 500 тыс. рублей.

Незаконная миграция (нелегальная) в 2020 году - что это такое, проблемы, России, УК РФ

План мероприятий по борьбе

Относительно плана мероприятий по борьбе с организацией нелегальной миграции, то здесь ежегодно на государственном уровне что-то меняется, внедряется и т.д.

Главное – это с одной стороны упростить саму процедуру получения разрешения на работу, а с другой ужесточить наказание именно за организацию миграции.

Необходимо также усовершенствовать законодательство в разрезе доказательства организации, поскольку многие эксперты отмечают, что на практике доказать такой факт очень трудно, очень много спорных моментов.

Состав преступления

Очень трудно доказать состав преступления при организации нелегальной миграции. Доказать факт того, что кто-то целенаправленно, а не по доброте душевной, помогает приезжим очень трудно.

Также очень трудно органам досудебного следствия разграничивать состав преступления, который определить административную или уголовную ответственность, и т.д. Именно поэтому всегда очень трудно вести такого рода дела.

Документирование

При возбуждении дела и соответственно его рассмотрении необходима доказательная база. И по закону она должна быть задокументирована.

Обязательно необходимо провести оперативно-розыскные мероприятия, которые и должны быть запротоколированы. 

И здесь такие мероприятия могут быть проведены в двух направлениях:

  1. Задержка нелегальных мигрантов, взятие у них показаний, проверка документов и т.д.
  2. Задержание и проверка организаторов нелегальной работы.

Судебная практика

Но не смотря на то, что есть много проблем, судебная практика показывает, что в большинстве случаев люди, которые привлекались за такие деяния, получают обвинительный приговор в большинстве случаев.

При этом решение в 85 % принимались в судах первой инстанции, и 15% в судах второй инстанции. И вот именно в судах второй инстанции и были обвинительные решения суда 1-й инстанции.

Таким образом, ситуация с нелегальной миграцией достаточна сложная во всем мире, и это закономерный процесс. Другое дело, что необходимо решать данные вопросы, в том числе и за счет экономического и социального развития тех стран, из которых выезжают такие нелегалы.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://urfamily.ru/nezakonnaja-migracija/

Проблемы незаконной миграции

Аннотация. В статье рассматриваются понятие миграции, нелегальной миграции, проблемы изучения миграционных процессов. Перечислены наиболее важные составляющие в сфере незаконной миграции, c которыми сталкивается сейчас Россия и которые требуют государственного регулирования. Также в статье приведен обзор законов, регулирующих миграционную политику Российской Федерации

Ключевые слова: миграция, незаконная миграция, миграционная политика, миграционные процессы, субъекты незаконной миграции.

Миграция представляет собой явление, давно из­вестно человечеству. Масштабность миграционных процессов в современном обществе обуславливает пристальное внимание к ней представителей многих областей научного знания. Особое внимание приковывает к себе  незаконная миграция.

Одним из важнейших направлений регулирования миграционных процессов является Соглашение о сотрудничестве государств участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией, принятое 6 марта 1998 г. Российская Федерация ратифицировала 12 июля 2000г.

Понятия миграции достаточно многозначно по своему содержанию. В российской науке около 40 различных определений этого понятия, что объясняется разным смысловым наполнением одного и того же термина [6, c. 19].

Самое большое распространение получила дефиниция, сформулированная Ионцевым Владимиром Алексеевичем.

Он объясняет, что «международная миграция населения представляет собой территориальные (пространственные) передвижения людей через государственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства, обусловленные различными факторами (семейными, национальными, политическими и другими) или с пребыванием в стране въезда, имеющим долгосрочный (более 1 года), сезонный и маятниковый характер, а также с циркулярными поездками на работу, отдых, лечение и т.п.» [6, c. 19].

Юридически достаточным для понимания миграции может стать выделенная М.Л. Тюркиным определенная совокупность правовых отношений, складывающихся у мигрантов в процессе территориальных перемещений, обусловленных необходимостью их государственного регулирования, реализацией личных интересов и, как правило, влекущих за собой приобретение ими в последующем нового правового статуса [10, c. 98].

В миграционном процессе участвует подавляющее большинство стран мира. Лица, покидающие страну, называются эмигрантами, а вселяющиеся в нее – иммигрантами. Существует реэмиграция, которая означает добровольное самостоятельное возвращение эмигрантов на родину [7, c. 286].

Внутренняя миграция подразделяется на межтерриториальную и межпоселенную (сельско-городскую). В демократических государствах внутренняя миграция это законная (легальная) миграция. В Конституции Российской Федерации в пункте 1 статьи 27 гарантируется каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободного передвижения и выбора места жительства [5, c. 11].

Миграцию можно классифицировать и по другим основаниям. Так, по временному критерию выделяется безвозвратная (постоянная) и возвратная (временная) миграция. К последнему виду также относят сезонную и маятниковую миграцию.

Миграция может быть добровольной и вынужденной. Вынужденная миграция обусловлена причинами, не зависящими от воли мигрантов.

Понятие вынужденные переселенцы используется наряду с международно-правовыми понятиями беженцы и перемещенные лица. Впервые легальное закрепление оно получило в России. Согласно Закону РФ от 19 февраля 1993 г.

№ 4530-1 (в ред. от 18 июля 2006 г.) «О вынужденных переселенцах» таковыми признаются:

  • — вынужденные переселенцы — граждане РФ, получившие статус вынужденного переселенца на основании Закона РФ «О вынужденных переселенцах» [1];
  • — внутренние перемещенные лица — граждане РФ, постоянно проживающие на ее территории, вынужденно покинувшие места своего постоянного проживания в результате межнациональных конфликтов, не имеющие статуса вынужденного переселенца, но подпадающие под действие постановлений Правительства РФ, связанных с урегулированием этих конфликтов;
  • — беженцы — лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, получившие статус беженца на основании Закона РФ «О беженцах» [4];
  • — лица, получившие статус временного убежища на основании Закона РФ «О беженцах».
Читайте также:  Госпошлина за обеспечение иска в суде общей юрисдикции в 2020 году - что это такое

Типологические классификации основаны на практической необходимости решения конкретных задач анализа.

Так, эксперты ООН выделяют для анализа международных миграционных движений пять категорий мигрантов: иностранцы, допущенные в страну въезда для получения образования и обучения; мигранты, въезжающие на работу; мигранты, въезжающие для объединения семей и создания новых семей; мигранты, въезжающие на постоянное поселение; иностранцы, допущенные в страну въезда из гуманных соображений (беженцы, лица, ищущие убежище и др.)[12].

Целям правового анализа в наибольшей мере отвечает типология, предложенная Международной организацией по миграции ООН (МОМ) [13]. Подход MOM основан на разделении международных мигрантов на две широкие группы: добровольные и принудительные мигранты.

Первые включают в свой состав людей, которые перемещаются за границу в целях трудоустройства, обучения, воссоединения с семьей или по другим сугубо личным мотивам.

Вторые — оставляют свои страны, чтобы избежать преследований, конфликтов, репрессий, экологических бедствий или других ситуаций, которые подвергают опасности их жизни, свободу или средства к существованию.

По информации отделения народонаселения ООН, в миграционный оборот втянуто 218 стран мирового сообщества. Согласно прогноза Mеждународной организации по миграции (МОМ), к 2030г. показатель миграционной активности населения земного шара составит 300 млн. человек [12]. Значительную часть этих потоков составляет нелегальная, то есть незаконная миграция.

Практически во всех государствах мира данное негативное явление стало сложным моментом в осуществлении миграционной политики. Наибольшее  количество незаконных мигрантов проживает в США, Греции, Франции, Германии, Великобритании, Италии и других странах.

Россия относительно недавно столкнулась с данной проблемой, во время существования СССР нелегальная миграция практически отсутствовала.

Незаконная миграция – это перемещение в РФ с нарушением законодательства РФ, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории РФ и (или) осуществление ими трудовой деятельности [2].

В науке различают три составляющие нелегальной миграции: незаконный въезд, незаконное пребывание и незаконную занятость [11, c. 349].

Субъектами незаконной миграции являются: эмигранты неконтролируемые — граждане РФ, выезжающие через территории государств; республик бывшего СССР в другие иностранные государства; эмигранты нелегальные — граждане РФ, нелегально пересекающие государственную границу РФ; иммигранты незаконные, к которым относятся: иностранные граждане и лица без гражданства, въезжающие по недействительным документам или без документов в Российскую Федерацию; иностранные граждане и лица без гражданства, объявленная цель въезда которых не соответствует их намерениям; иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию нелегально.

Под определение нелегальных мигрантов попадают следующие категории: иностранцы, въезжающие в страну или находящиеся на её территории без документов, удостоверяющих личность, или же с поддельными документами; мигранты, незаконно пресекшие границу государства, а также те, чье право на въезд является сфабрикованным; иностранные граждане, находящиеся на территории государства с просроченной визой, рабочие с просроченными трудовыми договорами и иностранные студенты, не покинувшие страну по истечению срока учёбы; дети, рожденные иностранными гражданами на территории государства (зависит от законодательства страны: в частности, в России ребёнок признается гражданином, если, по крайней мере, один из родителей является россиянином или оба родителя являются иностранцами, но их ребёнку отказано в гражданстве в стране, гражданами которой они являются).

В России, харак­тер миграции, в том числе и незаконной, имеет свою специфику, прежде всего, в силу того, что Россия является наиболее экономически развитым государством на постсо­ветском пространстве и как следствие — крупнейшим центром притяжения мигрантов из государств-участников СНГ. Согласно статистике, почти 90% незаконных мигрантов прибывает к нам из стран СНГ, в первую очередь, из Украины, Узбекистана, Таджикистана.

При этом Российская Федерация не только принимает мигрантов, но и является страной исхода и транзита. В науке различают три составляющие нелегальной миграции: незаконный въезд, незаконное пребывание и незаконную занятость [11, c. 349].

Источник: https://sibac.info/studconf/social/lxx/120259

Незаконная миграция как одна из глобальных проблем современности

В статье подробно анализируются вопросы касающиеся миграционных процессов, которые стали одной из глобальных проблем, поскольку количественный рост незаконных перемещений через границу одного государства на территорию другого стал превалировать над уровнем законных. Автором приводят статистические данные наглядно демонстрирующие, что незаконная миграция является общественно опасным явлением современности.

В настоящее время миграционные процессы стали одной из глобальных проблем, поскольку количественный рост незаконных перемещений через границу одного государства на территорию другого стал превалировать над уровнем законных.

Незаконная миграция стала приобретать всеобъемлющий характер и в Российской Федерации в связи с событиями, происходящими на Украине, начиная с 2013 г., отчасти оказавшись неконтролируемой со стороны компетентных органов власти как федерального, так и регионального уровней.

Как результат, на сегодняшний день незаконная миграция превратилась в устойчивое явление, оказывающее негативное воздействие на социально-экономические и политические процессы как в нашей стране, так и в мире.

Вопрос незаконной миграции является крайне актуальным, особенно с учетом произошедших в последние несколько лет событий геополитического масштаба, для значительного числа стран. Так, за 2015 г.

на территорию Российской Федерации въехало 17083849 иностранных граждан, 7868441 человек поставлен на миграционный учет, а находятся на территории Российской Федерации свыше 11 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства [1]. Так, по данным Международной организации по миграции, уже с начала 2015 г.

береговые службы европейских стран оказались неспособны справиться с притоком мигрантов, хлынувших на юг Европы из Ливии, Сирии, Йемена, где на протяжении уже нескольких лет происходят по-настоящему трагические события. Речь также необходимо вести и о таких странах, как Ирак, Афганистан, Сомали, обе части Судана и др., нестабильность существования которых обуславливают крайне низкий уровень жизни населения, что провоцирует серьезные миграционные процессы, происходящие в мировом масштабе.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [2] отмечает, что неконтролируемая и незаконная миграция стала одной из форм транснациональной организованной преступности наряду с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ. Стратегия указывает, что такая миграция способствует усилению националистических настроений, различного рода экстремистских проявлений, создает благоприятные условия для возникновения и дальнейшего разрастания конфликтов на этнической почве.

Помимо угроз национальной безопасности, незаконная миграция создает угрозу экономической стабильности государства, поскольку негативно воздействует на сферу трудовой занятости российских граждан. В июне 2012 г.

Президентом Российской Федерации утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, в рамках которой планируется разработка и принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации, что в свою очередь повлекло за собой введение в 2015 г. запрета на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан без заграничных паспортов. Это лишний раз подтверждает важность вопроса миграционных процессов для страны. Необходимо заметить, что несовершенство действующего законодательства в сфере миграции было отмечено еще в 2013 г. В.В. Путиным в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации. Президент Российской Федерации указал на необходимость ужесточения ответственности за незаконную миграцию, за нарушения в сфере регистрационного учёта. Также был поставлен вопрос о миграционном контроле в сфере паспортной системы, «когда въезжают граждане других стран по внутренним паспортам, и обеспечить эффективный миграционный контроль практически невозможно»[3].

Общественная опасность любого преступления выражается в причинении ущерба социально значимым ценностям общества, которые указаны в ч. 1 ст. 2 УК РФ. Это права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок, общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества.

Совершение общественно опасного деяния причиняет вред общественным отношениям, складывающимся в той или иной сфере человеческой жизнедеятельности. Общественная опасность преступлений против порядка управления выражается в унижении авторитета органов государственной власти и местного самоуправления, нарушении неприкосновенности государственной границы России.

Незаконный въезд на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства наносит ущерб не только социально-экономическим устоям российского государства, но и создает реальную угрозу жизни и здоровью лиц, законно находящихся на территории Российской Федерации. Так, если иностранный гражданин пребывает на территории Российской Федерации без соответствующих разрешительных документов, это может повлечь совершение им различного рода преступных деяний как в сфере экономики, так и в сфере общественной безопасности в целом.

На сегодняшний день наиболее распространенным явлением, сопровождаемым незаконным перемещением через государственную границу Российской Федерации, являются различного рода экстремистские проявления, а также совершение террористических актов. Е.Н.

Сасина справедливо замечает, что незаконная миграция таит в себе угрозу распространение на территории России организованных преступных группировок, экстремистских и террористических организаций, что, безусловно, влияет на национальную безопасность страны [4,с. 149].

Сведения о совершении незаконными мигрантами на территории России общественно опасных посягательств: преступления против собственности – 29,6%; преступления в сфере экономической деятельности – 17,5%; незаконный оборот оружия – 1,9%; незаконный оборот наркотиков – 14,4% [5].

Не стоит недооценивать тот факт, что при преступных посягательствах на неприкосновенность государственной границы Российской Федерации вред наносится духовной сфере общественной жизни.

Результатами могут быть различные правонарушения экстремистского характера, совершаемые иностранными гражданами на территории Российской Федерации, а также террористические акты, сопровождаемые колоссальными потерями людей, проживающих или находящихся на законных основаниях на территории России.

В условиях современной действительности эти угрозы приобретают особое значение с учетом активизации деятельности на территории Российской Федерации таких международных террористических организаций, как «Имарат Кавказ», «Исламское государство», экстремистских организаций «Правый сектор» и др.

Следует отметить, что при распространении незаконной миграции речь можно вести также о формировании этнических группировок, целью которых является осуществление преступной деятельности на территории России. Не случайно законодатель в ч. 2 ст.

3221 УК РФ устанавливает такие квалифицирующие признаки, как «совершенное организованной группой», а также «в целях совершения преступления на территории Российской Федерации».

Впрочем, применительно к данному случаю речь также необходимо вести и о провоцировании межнациональных и межконфессиональных конфликтов между людьми. Именно по этому поводу А.В.

Читайте также:  Прожиточный минимум на ребенка в москве в 2020 году - как рассчитать

Бортников отмечает: «Пройдя в лагерях психологическую обработку и психологическую подготовку и получив боевой опыт в «горячих точках», бандиты, используя незаконную миграцию, расползаются по намеченным регионам. Их цель – создание законспирированных ячеек, вербовка боевиков. Подрыв внутренней безопасности и территориальной целостности стран оседания» [6,с. 705].

В связи с этим незаконная миграция является одной из основных угроз национальной безопасности наряду с незаконным перемещение товаров, наркотических средств, психотропных веществ и оружия.

Применительно к Российской Федерации причины незаконной миграции обусловлены двумя основными факторами: соседством Российской Федерации с целым рядом государств: Казахстаном, Китаем, Таджикистаном, Кыргызстаном, Монголией, Украиной, Беларусью, Грузией, а также прибалтийскими странами; наличием большого числа практически не поддающихся контролю объездных дорог через пункты контроля, что способствует незаконному въезду на территорию Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства, без соответствующих необходимых разрешительных документов.

В свою очередь незаконная миграция наносит ущерб, во-первых, установленному законом порядку въезда, выезда с территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства; во-вторых, экономической безопасности страны; в-третьих, рынку труда, который способен оказаться в состоянии перенасыщения; в-четвертых, эпидемиологической обстановке, так как результатом незаконной миграции может быть распространение различного рода заболеваний.

Преступные посягательства на неприкосновенность государственной границы Российской Федерации (в части совершения действий по ее незаконному пересечению), как правило, осуществляются с целью поиска иностранными гражданами нелегальной работы, в результате чего ущерб наносится сфере трудовых правоотношений, участником которых должны становится российские граждане.

Это ярко проявляется в нехватке рабочих мест российским гражданам на территории Российской Федерации. По подсчетам экономиста И. Делягина, в строительной сфере в Российской Федерации задействовано примерно 6,5 миллионов приезжих, из них 1,5 млн. работу в данной области не потеряют, поскольку необходимы российским работодателям, около 1 млн.

– смогут найти другой способ заработка денежных средств [7].

В период с 2006 по 2014 гг. посредством трансграничных денежных трансфертов из России в страны СНГ, а также Грузию и Китай было отправлено в общей сложности более 106 млрд. долларов. За рассматриваемый период произошел более чем четырехкратный рост годового объема денежных переводов: с 5,2 млрд в 2006 г.

до 22,36 млрд. в 2014 г. [8] При этом следует заметить, что речь, прежде всего, ведется о легальных переводах, когда большая часть из них осуществляется через родственников, знакомых, перевозится лично и т.д. И несмотря на то, что в 2015 г.

объем денежных переводов в страны СНГ резко сократился, он по-прежнему остается весьма существенным, а само сокращение выглядит как явление, скорее, временное, а не постоянное. Аналогичного рода ситуацию мы наблюдали и в период кризиса 2008 г.

, когда объем переводимых денег многократно сократился, однако уже к 2010 г. денежный поток был восстановлен и до 2015 г. он только рос [9].

По данным Федеральной миграционной службы Российской Федерации (далее – ФМС РФ, с апреля 2016 г.

– Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации [10]), с наступлением кризисных явлений мигрантов становится меньше [11].

В то же время оставшиеся, в связи с ухудшением условий проживания и отсутствием у них финансовых возможностей, уходят на нелегальное положение, в том числе промышляя совершением преступлений в основном имущественного характера.

Глава Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Москве В.В. Яковенко отмечает, что в 2014 году около 60% приезжих, совершивших преступления в столице, не были связаны с московскими работодателями, они искали работу самостоятельно. Эта цифра сопоставима с населением крупных российских регионов.

По неофициальным данным, число приезжающих в столицу исчисляется сотнями тысяч человек. Только официально в 2013 г. на миграционный учет поставлено полтора миллиона граждан из стран ближнего и дальнего зарубежья.

На их долю приходится каждое пятое убийство, почти каждое второе изнасилование, более половины фактов незаконного лишения свободы, каждый третий грабеж и 40 процентов всех разбоев [13]. На счету мигрантов и так называемые «громкие преступления», которые имеют мощный резонанс во всей стране, а не только там, где они были совершены. Среди таковых можно выделить события в Бирюлево в 2013 г.

, в этом же году избиение полицейского на Матвеевском рынке, убийство болельщика футбольного клуба «Спартак» Егора Свиридов, убийство четырехлетней девочки гражданкой Узбекистана в 2016 г. и другие не менее тяжкие и резонансные посягательства.

Все они так или иначе добавили определенный градус в настроение всего общества, в их отношение к мигрантам, которое после указанных событий стало значительно менее терпимым.В отношении этой ситуации главный московский прокурор В.В. Чуриков приводит похожие данные: в 2015 г. количество преступлений, совершенных гражданами ближнего зарубежья, увеличилось на 8,5%, а гражданами других стран – на 2,2% [14].

Между тем складывающаяся ситуация является во многом следствием процессов незаконной миграции, когда правоохранительные структуры оказываются в ситуации, не позволяющей им владеть полной информацией относительно количества лиц иной национальности на территории Российской Федерации. На протяжении последних нескольких лет доля жителей Азербайджана, Армении, Грузии, а также республик Северного Кавказа, привлеченных к уголовной ответственности, увеличилось в 3,5 раза. При этом наиболее активными можно назвать представителей таких этносов, как грузины, армяне и азербайджанцы. Вполне естественно, что значительная часть лиц, занятых в таком «бизнесе», находится в России на нелегальном положении, либо проникнув на территорию нашей страны незаконно, либо оставшись там после истечения сроков действия документов, разрешающих их пребывание.

В заключении стоит отметить, тот факт, что, в то же время экономическая привлекательность Российской Федерации, вызывающая высокие темпы миграции, также способствует и увеличению числа совершения преступлений, предусмотренных ст. 3221 УК РФ.

Динамика фиксации данного посягательства (особенно в сравнении с количеством выявленных лиц и дошедших при этом до суда дел) красноречиво свидетельствует, с одной стороны, о том, насколько такое деяние подвержено латентности, а с другой – об эффективности противодействия его совершению на правоприменительном уровне.

При наличии данных об эффективности в определенной мере можно рассуждать и о латентности рассматриваемого посягательства.

Источник: https://novainfo.ru/article/8399

Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции (ст. 322-1 УК РФ)

  • Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции (ст.322-1 УК РФ)
  • Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации наказывается штрафом в размере до трехсотт тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот двадцати часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
  • Объектом преступления в зависимости от характера совершенного деяния является установленный порядок пересечения Государственной границы РФ или установленный порядок пребывания на территории РФ.

Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в совершении одного из следующих действий: а) организация незаконного въезда в РФ; б) организация незаконного пребывания на территории РФ; в) организация незаконного транзитного проезда через территорию РФ. Во всех случаях речь идет о совершении указанных действий в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства.

Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16 лет.

Государственным обвинителем Зюзинской межрайонной прокуратуры г. Москвы в Зюзинском районном суде г, Москвы поддержано обвинение по уголовному делу в отношении Козловой О.Н., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322-1 УК РФ.

Приговором суда установлено* что Козлова О.Н. совершила организацию незаконного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. 

Так, она, являясь инженером по благоустройству ООО «ОЦС», имея корыстный умысел на получение дохода от осуществления трудовой деятельыосгш иностранных граждан, в нарушение установленного порядка миграционного учёта и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации, без соответствующего документального оформления трудовых отношений, приняла на работу Эшбобоева Ж. Т., Эгамбердиева X. У., Каландарова А.С., Чорщанбиева Ж, Ж., Рахмонова Т. Б., заведомо зная о нарушении ими установленного режима пребывания в Российской Федерации, выраженном в уклонении от выезда за пределы Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, в нарушение порядка постановки на учёт по месту пребывания, временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина, и отсутствие документов, разрешающих осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, которым разъяснила условия осуществления трудовой деятельности, и в продолжение своего преступного умысла, для обеспечения выполнения возложенных ею на указанных иностранных граждан 1рудовых обязанностей, ввиду отсутствия у последних мест для проживания, организовала им незаконное пребывание в подвальном помещении дома по Балаклавскому проспекту города Москвы, получая за данные действия 1000 рублей с каждого иностранного гражданина.

Государственный обвинитель поддержал обвинение в полном объеме и просил признать подсудимую виновной в инкриминируемом преступлении и назначить ей справедливое наказание.

Суд согласился с мнением государственного обвинителя, тщательно выяснив все обстоятельства дела, установив мотив совершённого преступления, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, пришёл к убеждению о том, что вина Козловой О.Н. в совершении преступления материалами дела установлена и полностью доказана.

При назначении наказания, суд учёл характер и степень общественной опасности совершённого преступления, данные о личности подсудимой, обстоятельства дела, влияние назначенного наказания на исправление подсудимой, на условия жизни её семьи.

Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд посчитал то, что подсудимая ранее не судима, раскаялась в содеянном.

Суд признал Козлову O.H. виновной в совершении преступления, предусмотренного ст.322-1 ч.1 УК РФ, и назначил ей наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей в доход государства.

Первый заместитель межрайонного прокурора Е.П. Сидоров

Источник: https://kotlovka.mos.ru/law-and-order/zyuzinskaya-inter-district-prosecutor-s-office/the-prosecutor-explains/criminal-responsibility-for-the-organization-of-illegal-migration/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector