Образование детей-инвалидов в 2020 году — дистанционное, дополнительное, обучение на дому

Минобрнауки РФ подготовило Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации, в основу которых легли методические наработки Департамента образования г. Москвы. Москва делится своим опытом со всеми регионами России.

  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей
  • ПИСЬМО от 30 сентября 2009 г. № 06-1254
  • Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования
  • Об организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации
  • В рамках организационно-методического сопровождения реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» программы приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы (далее — мероприятие ПНПО) Департамент сообщает.

Департаментом образования города Москвы предоставлены для использования всеми субъектами Российской Федерации при реализации мероприятия ПНПО на региональном уровне разработанные органами исполнительной власти и образовательными организациями г.

Москвы нормативные документы, регламентирующие организацию дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, и учебно-методические материалы (дистанционные курсы) по всем учебным предметам для обучения детей-инвалидов на всех ступенях общего образования, а также для получения ими дополнительного образования.

Указанные документы и материалы (курсы) размещены на сайте ГОУ «Центр образования «Технологии обучения» http://home-edu.ru. Контактный телефон в ГОУ «Центр образования «Технологии обучения»: 8 (495) 232-30-07.

Департамент также направляет для использования в работе Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации.

Директор Департамента А.А. ЛЕВИТСКАЯ

Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации

1. Правовая основа организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому

Правовую основу организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому (далее — дети-инвалиды), составляют прежде всего Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральный закон от 24 ноября 1995 г.

№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

  1. На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
  2. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации.
  3. Вопросы организации дистанционного образования детей-инвалидов в конкретном субъекте Российской Федерации должны быть урегулированы законами и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми органами государственной власти данного субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
  4. 2. Создание и организация деятельности центра дистанционного образования детей-инвалидов
  5. Центр дистанционного образования детей-инвалидов (далее — Центр) создается (определяется) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
  6. Функции Центра могут быть возложены на уже существующее либо вновь созданное образовательное учреждение (организацию, имеющую лицензию на право ведения образовательной деятельности).
  7. В уставе и локальных актах указанного учреждения должны быть закреплены соответствующие положения, касающиеся организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов.

При этом необходимо обеспечить соблюдение требования пункта 5 Порядка использования дистанционных образовательных технологий, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г.

№ 137, согласно которому обязательным условием организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий является наличие у образовательного учреждения руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий.

  • Центр может быть создан на базе общеобразовательного учреждения, специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, высшего или среднего специального учебного заведения или другого образовательного учреждения, в том числе учреждения, выполняющего функции регионального ресурсного центра, осуществляющего деятельность в области дистанционного обучения граждан.
  • Центр может осуществлять свою деятельность через филиалы, созданные в установленном порядке.
  • Количество Центров (филиалов) определяется с учетом сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей соответствующего субъекта Российской Федерации, но не может быть менее 1 (одного) Центра в субъекте Российской Федерации.
  • Основными направлениями деятельности Центра являются:
  • — осуществление координации и организационно-методического обеспечения деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации;
  • — обеспечение доступа обучающихся и педагогических работников, непосредственно осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов (далее — учителя), к учебно-методическому комплексу, позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы, и другим электронным образовательным ресурсам;
  • — организация образовательного процесса;
  • — организация учебно-методической помощи обучающимся, учителям, родителям (законным представителям) обучающихся;
  • — ведение учета детей-инвалидов (обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий и нуждающихся в организации дистанционного обучения);
  • — осуществление мониторинга деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации.
  • 3. Организация образовательного процесса

3.1. Обучающиеся

  1. Целевую группу проекта составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером.
  2. Данная категория обучающихся включает в том числе детей, нуждающихся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других).
  3. На начальной стадии реализации проекта представляется целесообразным обеспечить организацию дистанционного обучения детей с сохранным интеллектом, не имеющих сложных нарушений развития.
  4. При наличии соответствующих организационных, учебно-методических, кадровых ресурсов возможна организация дистанционного обучения детей с умственной отсталостью, а также детей со сложным дефектом.
  5. Комплектование классов (групп) для организации дистанционного обучения детей-инвалидов осуществляется с согласия родителей (законных представителей) детей при наличии рекомендаций, содержащихся в соответствующем заключении психолого-медико-педагогической комиссии или психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, либо в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, разрабатываемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (далее — рекомендации специалистов).

Дистанционное обучение детей-инвалидов рекомендуется осуществлять индивидуально или в малых группах (до 5 человек). При этом состав обучающихся в классах (группах) может варьироваться в зависимости от учебного предмета.

Общую численность детей-инвалидов, которым предполагается создать условия для дистанционного обучения на начальном этапе реализации проекта, в том числе с учетом распределения детей по классам (группам) в зависимости от уровня осваиваемой ими образовательной программы, а также по категориям нарушений развития (заболеваний), рекомендуется определять, исходя из потенциальных (кадровых, технических, организационных и других) возможностей региональной системы образования.

Создаваемая в субъекте Российской Федерации система дистанционного обучения детей-инвалидов также может быть использована для организации обучения на дому детей-инвалидов дошкольного возраста, получения детьми-инвалидами дополнительного образования, профессионального образования.

3.2. Учителя

  • Дистанционное обучение детей-инвалидов должны осуществлять учителя, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов, а также в области методик и технологий организации образовательного процесса для таких детей в очной и дистанционной формах.
  • Для подготовки к осуществлению деятельности по обучению детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий целесообразно обеспечить предварительное прохождение учителями курсов повышения квалификации (не менее 144 часов) по указанной тематике.
  • Необходимо также организовать на системной основе консультативно-методическую поддержку учителей, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов.

3.3. Модели организации дистанционного обучения детей-инвалидов

Дистанционное обучение может осуществляться непосредственно Центром или его филиалом. В этом случае обучающиеся зачисляются в Центр (филиал) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования. Обучение детей осуществляется учителями, состоящими в штате Центра (филиала) и работающими в Центре (филиале) по основному месту работы или по совместительству.

Возможна организация дистанционного обучения на базе образовательного учреждения по месту жительства обучающегося.

Центр при этом обеспечивает методическое сопровождение деятельности образовательного учреждения по организации дистанционного обучения детей-инвалидов, включая предоставление доступа к образовательным ресурсам и организацию консультативно-методической помощи в дистанционном режиме.

  1. Для организации дистанционного обучения обеспечивается подключение мест проживания детей-инвалидов и рабочих мест учителей к сети «Интернет», а также оснащение их и Центров комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов (далее — комплект оборудования), с предоставлением необходимых расходных материалов.
  2. Следует организовать обучение детей-инвалидов, их родителей (законных представителей) и учителей пользованию комплектом оборудования в процессе дистанционного обучения, а также предоставить им возможность оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с организационным и техническим обеспечением образовательного процесса.
  3. Также должно быть обеспечено техническое обслуживание рабочих мест детей и учителей, предусматривающее в том числе оперативное устранение неполадок в работе комплекта оборудования, а при необходимости — замену неисправного комплекта оборудования или его составляющих в возможно короткие сроки, позволяющие избежать перерыва в организации образовательного процесса.

Рабочие места учителей могут оснащаться комплектом оборудования и обеспечиваться доступом в Интернет как в Центре (образовательном учреждении), так и непосредственно по месту проживания учителя.

Преимуществом последнего варианта является то, что организация и проведение занятий в дистанционной форме не требуют обязательного присутствия учителя в образовательном учреждении, соответственно учитель получает возможность более гибко и эффективно планировать и осуществлять учебный процесс.

Читайте также:  Жалоба на судью в ккс (квалификационную коллегию судей) в 2020 году - образец, действия, пример

Комплект оборудования передается участникам образовательного процесса на договорной основе во временное безвозмездное пользование (в отношении комплекта оборудования, передаваемого несовершеннолетним обучающимся, соответствующий договор заключается с их родителями (законными представителями)).

При этом обучающимся комплект оборудования предоставляется до завершения обучения в связи с получением среднего (полного) общего образования или по иным основаниям (органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать иные условия передачи комплекта оборудования).

Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно выбирать модель организации дистанционного образования детей-инвалидов с учетом имеющихся ресурсов и региональных особенностей.

3.4. Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся

Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.

В настоящее время органы государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом полномочий по установлению порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, предоставленных им статьей 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.

В качестве рекомендуемого минимального объема учебной нагрузки детей-инвалидов могут рассматриваться нормы часов, содержащиеся в письме Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г.

№ 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями.

  • Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме.
  • Содержание учебно-методического комплекса, позволяющего обеспечить освоение и реализацию образовательной программы при организации дистанционного обучения детей-инвалидов, должно соответствовать государственным образовательным стандартам.
  • Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями).

Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах).

  1. При наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
  2. Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.
  3. Директор Департамента А.ЛЕВИТСКАЯ

Источник: http://www.ug.ru/archive/34377

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Организация предоставления общедоступного и качественного образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Нижегородской  области
  • В Нижегородской области созданы условия для предоставления качественного и доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
  • В 2017-2018 учебном году в Нижегородской области сеть образовательных организаций для всех категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов представлена:
  • — 48 образовательными организациями (коррекционными), осуществляющими деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых обучается 6953 ребенка с ОВЗ и инвалидностью;
  • — 110 общеобразовательными организациями, в которых обучаются инклюзивно 4681 ребенок с ОВЗ и инвалидностью;
  • — 1317 организациями, реализующими программы дошкольного образования, в которых воспитывается 6901 воспитанник с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (1926 инвалидов);
  • — 172 организациями дополнительного образования, в которых занимается 1977 детей с ограниченными возможностями здоровья (786 инвалидов).
  • Дошкольное образование

Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста обеспечена доступность услуг дошкольного образования. Для этого в муниципальных дошкольных образовательных организациях обеспечена необходимая коррекционно-педагогическая и медико-социальная помощь, родители (законные представители) воспитанников обеспечены профессиональной консультативной, психолого-педагогической поддержкой специалистов.

В дошкольных организациях созданы специальные условия для детей с нарушением зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, для детей с задержкой психического развития, и часто болеющих детей.

В 2017-2018 учебном году в регионе действуют  консультативные пункты (центры) на базе 252 дошкольных организаций. Для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста специалистами консультационных центров оказывается квалифицированная методическая помощь, проводится психолого-педагогическое просвещение по вопросам детской психологии и педагогики.

В целях создания системы ранней помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам и повышения психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов в регионе реализуется комплексный план по развитию системы ранней помощи детям в Нижегородской области на 2017-2020 годы.

В рамках плана организована профессиональное обучение, повышение квалификации, переподготовки педагогов по вопросам развития системы ранней помощи. В 2017-2018 учебном году на курсах проучено 111 специалистов системы образования.

  1. В целях создания информационной среды, поддерживающей деятельность служб ранней помощи, на сайте министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области в разделе «Дошкольное образование» выделен и наполняется подраздел «Ранняя помощь детям».
  2. Обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, с использованием дистанционных образовательных технологий
  3. В целях получения детьми-инвалидами дистанционного образования в регионе утверждено постановление Правительства Нижегородской области от 11 февраля 2015 года № 66 и функционирует Ресурсный центр обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий-структурное подразделение Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат   для слепых и слабовидящих детей» (далее – Ресурсный центр).

 В 2017-2018 учебном году в Ресурсном центре обучалось 220 детей-инвалидов из 135 муниципальных общеобразовательных организаций Нижегородской области. Ежегодно из областного бюджета выделяется более 40 миллионов рублей на функционирование Ресурсного центра.

Услугами доступа к образовательным ресурсам Ресурсного центра и сети Интернет, а также возможностью получить информационно-методическую помощь в работе с данными видами ресурсов в дистанционном режиме пользуются ежегодно не менее 1000 участников образовательного процесса – детей, родителей и педагогов.

  •  В 2017 году было закуплено и обновлено порядка 94 позиций компьютерного оборудования,  обучено 39 родителей. 
  • Обучение  на дому или в медицинских организациях
  • В целях соблюдения государственных гарантий прав детей-инвалидов, детей, нуждающихся в длительном лечении, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях министерством  утвержден Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательных организаций и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях.

Согласно статистической отчетности в областных медицинских организациях созданы условия для образовательной деятельности детей, находящихся на длительном лечении. Ежегодно в медицинских организациях получают образование более 300 детей.

  1. Государственная итоговая аттестация
  2. Для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью созданы условия для сдачи ГИА, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогических комиссий (специализированные аудитории, увеличение продолжительности экзаменов, привлечение ассистентов, предоставление перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур и организации питания).
  3. В 2017-2018 учебном году все выпускники с ОВЗ и инвалидностью успешно прошли ГИА и получили аттестат, из них:
  4.  — участников ГИА-11 составило 173 человека (в форме ЕГЭ – 135 человек, в форме ГВЭ – 38 человек);
  5.  — участников ГИА-9  составило 910 человек (в форме ГВЭ – 701 человек, в форме ГВЭ – 209 человек).
  6.  — 212 выпускникам с умственной осталостью выданы свидетельства об обучении и характеристика с перечнем работ, которые они могут выполнять самостоятельно по итогам трудового обучения в образовательной организации.
  7. Дополнительное образование детей с ОВЗ и инвалидностью и их участие в общественной деятельности региона

В современных условиях дополнительное  образование адаптируется  к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ограниченными возможностями здоровья.

На занятиях в организациях дополнительного образования вместе со здоровыми детьми традиционно и успешно занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Это способствует развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей.

  • Дети с ограниченными возможностями здоровья активно принимают участие в выставках творческих работ, конкурсах, спортивных соревнованиях, организуемых учреждениями дополнительного образования.
  • В Нижегородской области на базе учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в секциях по различным видам спорта занимается 109 спортсменов-инвалидов.
  • Дети с ОВЗ и инвалидностью являются активными участниками детских и молодежных общественных объединений. В регионе созданы и действуют:
  • — 1008 детских и молодежных общественных объединения, участниками которых являются 3 976 детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • — 457 волонтерских объединений, участниками которых являются  60 молодых инвалидов.
  •  В объединениях создано инклюзивное пространство, где наряду с людьми с ограниченными возможностями здоровья проводят досуг подростки и молодежь без инвалидности.

Яркими примерами участия молодежи с инвалидностью в политической и общественной жизни региона является участие людей с инвалидностью в XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов в г. Сочи.

Обучение детей-инвалидов с выраженными нарушениями, умственной отсталостью, которые проживают в  детских домах-интернатах системы  социальной защиты

Для организации образования детей с сложными и сочетанными дефектами  приказом Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г.

№ 1599 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), который является основным нормативным документом, устанавливающим государственные требования к образованию обучающихся названной категории: к условиям (кадровым, материально-техническим, финансовым) и результатам обучения. В Нижегородской области в трех организациях социльной защиты открыты специализированные структурные образовательные подразделения.

Читайте также:  Документы на субсидию на оплату коммунальных услуг (жкх) в 2020 году - какие нужны, для оформления, москве

 Для этого данными учреждениями получена  лицензия на образовательную деятельность. В отчетном периоде организовано обучение для 339 воспитанников данных учреждений.

  1. Участие в государственной программе Российской Федерации
  2. «Доступная среда  на 2011-2020 гг»
  3. С целью создания условий для инклюзивного образования детей-инвалидов с 2011 года регион принимает участие в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда  на 2011-2020 гг» (далее – Программа), в части проведения мероприятий по формированию в Нижегородской области сети общеобразовательных организаций.
  4. За этот период в 22,3 % общеобразовательных организациях региона и в 3,3 % дошкольных образовательных орагнизаций, 19% организациях дополнительного образования  созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  5. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей.
  6. Реализация мероприятий индивидуальной программы реабилитации
  7. В Нижегородской области создана и функционирует единая система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, которая обеспечивает доступность услуги сопровождения для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья и семьи независимо от места проживания и наличия специалистов в муниципальном образовании и представляет собой трехуровневую организационную структуру:
  8. — Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия;
  9. — 40 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий.

В регионе функционируют пять муниципальных Центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Специалисты Центров оказывают психолого-педагогическую помощь родителям в формировании умений, необходимых для воспитания и обучения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Осуществляют индивидуальную консультативную помощь семьям по вопросам коррекции нарушений развития детей, разрабатывают и оказывают содействие в реализации программ социально-педагогической направленности.

Специалисты Центров активно взаимодействуют с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов, посредством разработки и реализации авторских программ социально-педагогической направленности.

С января 2016 года в соответствии с Порядком Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее – ИПРА), выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм в министерство образования Нижегородской области направляются выписки ИПРА для выполнения в образовательных организациях (дошкольных, общеобразовательных, профессионального образования, для детей-сирот) мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации.

Получение выписок ИПРА организовано министерством образования Нижегородской области на бумажном носителе. Для этого:

— заключено Соглашение между министерством образования Нижегородской области и МСЭ НО об обмене ИПРА на бумажном носителе (от 01.03.2016 г.№1);

Источник: https://minobr.government-nnov.ru/?id=6083

Дистанционное обучение детей-инвалидов в Архангельской области

Министерством образования и науки Российской Федерации в программу реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы было включено мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», предусматривающее поэтапное создание в течение 4 лет в каждом субъекте Российской Федерации условий для дистанционного обучения детей-инвалидов (поручение Президента РФ от 19 мая 2008 г.№ Пр-988(пункт «б»).

Региональное мероприятие «Организация дистанционного образования детей-инвалидов в Архангельской области» реализуется в области с февраля 2010 года с целью:

  • получения качественного образования детьми-инвалидами;
  • успешной социализации и интеграции детей-инвалидов в общество;
  • создания безбарьерной среды для детей-инвалидов и расширения возможности их последующей профессиональной занятости;
  • обеспечения доступа детей данной категории к образовательным и иным информационным ресурсам;
  • оказания поддержки семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития.

На основании распоряжения Министерства образования и науки Архангельской области №134 о 15 марта 2010 года «Об организации и обеспечении дистанционного образования детей-инвалидов» на АО ИОО возложена дополнительная функция по организационно-методическому и техническому сопровождению мероприятия. Основными задачами АО ИОО по реализации этого направления являются:

  • осуществление координации деятельности по организации дистанционного обучения детей — инвалидов;
  • организация образовательного процесса;
  • организация учебно-методической помощи обучающимся, учителям, родителям (законным представителям) обучающихся;
  • осуществление мониторинга деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов.

В мероприятии ««Организация дистанционного образования детей-инвалидов в Архангельской области» включены дети-инвалиды школьного возраста, обучающиеся на дому. Они являются учащимися общеобразовательных учреждений по месту проживания.

На сегодняшний день в Архангельской области дистанционно обучается 80 детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний для работы с компьютером, из 23 муниципальных образований области (не участвуют Лешуконский, Ленский районы).

Дистанционное обучение для детей-инвалидов не является основным видом обучения. Как правило, обучающиеся изучают дистанционно 1-2 предмета из общеобразовательной программы. Остальные предметы, предусмотренные индивидуальным учебным планом, учащиеся изучают непосредственно с учителями своих общеобразовательных учреждений в традиционной форме.

Особенностью организации образовательного процесса дистанционного обучения является обязательное включение в процесс родителей (законных

представителей), в т.ч. через согласование индивидуального образовательного маршрута.

Выбор вариантов проведения дистанционных занятий обучающихся зависит от психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии и согласовывается с родителями (законными представителями).

Обучение детей-инвалидов осуществляется с использованием сетевого ресурса ГОУ Центра образования «Технологии обучения» г.

Москва, который предоставляет комплекс образовательных услуг, в виде специализированной информационно-образовательной среды, позволяющей в удаленном режиме проводить с учащимся учебные занятия, осуществлять контроль со стороны преподавателя и родителей.

Проводятся занятия в режиме он-лайн с использованием IP-телефонии и сервисов Web 2.0. Кроме того, при проведении дистанционных занятий использовались и другие средства информационно-коммуникационных технологий: электронная почта, телефонные звонки.

Взаимодействие специалистов АО ИОО с родителями обучающихся осуществляется в основном в удаленном режиме с использованием телефонной связи и сервисов сети Интернет.

Образовательный процесс на данный момент осуществляют 118 педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по программе «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием Интернет-технологий» (подтверждается удостоверением Московского института открытого образования). Основное место работы дистанционных учителей — муниципальные образовательные учреждения области.

В государственной программе «Развитие образования 2013-2020 гг» основное мероприятие 2.

5 «Реализация моделей получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья» направлено на обеспечение доступности качественных образовательных услуг детям-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках этого мероприятия должно быть продолжено развитие системы обучения детей-инвалидов на дому с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Финансовое обеспечение из федерального бюджета этих мероприятий будет предоставляться субъектам Российской Федерации, главным образом, на конкурсной основе.

Назад в раздел

Источник: http://ippk.arkh-edu.ru/kp/fgos/detail.php?ID=891612

Информационная справка об образовании детей-инвалидов и детей с ОВЗ

  • Информационная справка об образовании
  • детей-инвалидов и детей с ОВЗ
  • Во Владимирской области последовательно  решаются вопросы обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В  целях обеспечения ранней диагностики проблем развития детей  создан ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической и социальной помощи», который имеет 2 филиала в Селивановском районе и г. Гусь-Хрустальный.

Центр обеспечивает методическое сопровождение деятельности 21 территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

  1. В системе общего  образования в 2015/2016 уч. году обучались 5324 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и 2170 детей-инвалидов, в том числе:
  2. — в общеобразовательных классах – 588 детей с ОВЗ и 1231 детей-инвалидов;
  3. — в специальных (коррекционных) классах – 1806 детей с ОВЗ и 70 детей-инвалидов;
  4. — в форме надомного обучения – 648 детей с ОВЗ и 547 детей-инвалидов.
  5. В классах компенсирующего обучения обучалось 248  учащихся (0,6% от общего числа учащихся 1-9 классов), в классах выравнивания –  1693 человека.

В общеобразовательную  среду сверстников интегрированы 588 обучающихся с ограниченными возможностями. В общеобразовательных организациях г. Коврова, окр. Муром и Вязниковского района  созданы 14 классов охраны зрения с адаптированным режимом и условиями обучения (189 детей).  На базе МБОУ СОШ № 24 г. Коврова функционируют 5 классов, где  обучаются 75 учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

С  целью расширения  доступности образования инвалидов, не посещающих образовательные учреждения, организовано  дистанционное обучение детей-инвалидов.

На базе государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Владимирской области «Владимирский институт развития образования имени Л.И.

Новиковой» с 2009 года функционирует Региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов (далее – Региональный центр).

С помощью дистанционных образовательных технологий с 1 сентября 2015 года к обучению приступили 222 ребенка-инвалида, в том числе  6 – в профессиональных  образовательных организациях.

 Региональным центром при поддержке  департамента образования администрации области ежегодно организуется сетевая площадка для участия детей с инвалидностью в проектах на «Wiki-Владимир» при поддержке сетевых педагогов и родителей учащихся.

Сетевые проекты для учащихся «ДОм@шней школы» проводятся под девизом «Мы огромная семья! Нам без дружбы жить нельзя!» (далее – проект). Проект под названием «Страна, в которой мы живем!» на сайте Вики — Владимир реализован с 21 декабря 2015 года по 27 марта 2016 года.

Несколько лет педагогами школы используется технология видеоконференций для проведения онлайн уроков с учащимися. В этом случае процесс обучения строится на общении учителя и ученика, который подкрепляется цифровыми образовательными ресурсами сайта Регионального центра «ДОм@шняя школа».

Создается универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов. В настоящее время  в муниципальных образованиях обеспечена доступность 77 объектов  сферы образования, которые  оснащены специальными средствами для организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Дети-инвалиды приобщаются к участию в спортивно-оздоровительных и общешкольных мероприятиях, в  муниципальных, региональных и всероссийских  конкурсах.

В целях содействия раскрытию творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья Владимирская область активно принимает участие в мероприятиях всероссийского и международного уровня. Например, три  ребенка-инвалида из г.

Мурома участвовали в номинации «изобразительное искусство» в Международном Фестивале  творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг навстречу!», который проходил в июне 2015 года в г. Санкт-Петербурге.

На территории Владимирской области в 2015-2016 учебном году осуществляет деятельность сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которая представлена 23 специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, из которых 20 образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта, 1 – для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, 1 – для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, 1 – для слепых и слабовидящих детей.

Читайте также:  Отпуск ветеранам боевых действий (бд) в 2020 году - образец рапорта, предоставление, льготы, порядок

В  2015-2016 учебном году в 23 специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах обучалось 2863 чел., в том числе инвалидов – 895 чел.

Для детей, не имеющих возможности обучаться со сверстниками по состоянию здоровья, организуется надомное обучение, которым в 2015-2016 уч. году данной услугой  охвачено  451 чел.

В специальных (коррекционных) школах — интернатах для детей с нарушениями интеллекта продолжают функционировать классы для обучающихся со сложной структурой дефекта (32 класса; 186 чел.) и 3 класса для детей с глубокой умственной отсталостью (23 чел.).

Обучение воспитанников Кольчугинского дома-интерната ведется как на базе Кольчугинской специальной (коррекционной) школы-интерната, так и  в доме-интернате. В 2015-2016 учебном году создано 8 классов-комплектов, в которых обучается 44 ребенка-инвалида по  программе для детей со сложной структурой дефекта.

В целях создания условий для обучения и воспитания  детей с различными нарушениями на территории области реализуется подпрограмма «Доступная среда» государственной программы Владимирской области «Социальная поддержка  отдельных категорий граждан во Владимирской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Губернатора области от 13.11.2014 г. № 1163.

В соответствии с программными мероприятиями в 2014 и 2015 годах  реализован комплекс действий по созданию универсальной безбарьерной среды в следующих образовательных организациях: ГКОУ ВО «Областная санаторная школа-интернат»,  ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Ковров для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей»  ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат города Владимира для слепых и слабовидящих детей», ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Владимира для детей с тяжелыми нарушениями речи»; ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Вязники»; ГКОУ ВО «Лухтоновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2016 году в программу включены еще 4 образовательных учреждения.

В целях обеспечения доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в 2015-2016 учебном году в образовательных учреждениях осуществляли подвоз учащихся 36 единиц техники, оборудованной в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1177 «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами». В настоящее время вся  техника оборудована спутниковыми системами навигации и современными тахографами.

Образовательными организациями проводится комплекс мероприятий по развитию школьной инфраструктуры.

В 2015-2016 учебном году все специальные (коррекционные) школы-интернаты имеют  пищеблоки, оснащенные современным оборудованием на  99,2 %.

спортивные залы, оснащенные оборудованием на 94,2 %;  88 мастерских (слесарных – 15, столярных – 22, швейных – 31, малярных – 3, обувное дело – 2, переплетное дело – 1, ремонтно-хозяйственная – 1, обслуживающего труда – 4, комбинированная – 1, мастерская уроков технологии — 1) оснащенных необходимым оборудованием на 97,6 %;  21 кабинет социально-бытовой ориентировки, которые укомплектованы на  97,3 %.

В целях обеспечения качества образовательной деятельности проведена значительная работа по укомплектованию библиотечного фонда образовательных учреждений современной учебной литературой. В 2015-2016 учебном году библиотечный фонд образовательных учреждений укомплектован на 99,7 %.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822 Н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» медицинские кабинеты образовательных учреждений обеспечены оборудованием на 100 %.

Согласно современным требованиям в государственных казенных учреждениях продолжили работу компьютерные классы (21 класс на 233 рабочих места).

В 2015-2016 учебном году коррекцию недостатков развития в системе специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов осуществляли 227 педагогов-дефектологов (начало 2015-2016 уч. год — 221).

В 2015-2016 уч. году дефектологическое образование имеют 51,2% педагогов (2014-2015 уч. г. —  50,2 % педагогов, 2013-2014 уч. год – 43,4 %, 2012-2013 уч. г. 28,8 % педагогов, 2012 г. – 25%).  В настоящее время в дистанционной форме обучения получают образование 99 педагогов образовательных учреждений.

В 2015-2016 учебном году в системе государственных казенных учреждений интернатного типа работало 27 педагогов-психологов.

В 2015-2016 уч. году  в системе государственных казенных школ, школ-интернатов работало  25 социальных педагогов.

Для эффективного обеспечения диагностико-коррекционного и медико-педагогического сопровождения воспитанников в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах созданы психолого-медико-педагогические консилиумы, в состав которых входят такие специалисты, как учителя — логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, врачи-психиатры.

Дети-инвалиды находятся под постоянным вниманием школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей.

На каждого ребенка заполняются  карты психолого-педагогического сопровождения, проводятся мероприятия по индивидуальным программам реабилитации, индивидуальные психолого-педагогические консультации.

Специалисты школ оказывают  консультативную помощь  родителям по вопросам социализации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, по преодолению коммуникативных трудностей, повышению мотивации в учебной деятельности.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г.

№ 1598 обучение лиц, с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра и др.

, зачисленных с 1 сентября 2016 года в общеобразовательную организацию, в рамках федерального государственного образовательного стандарта  будет осуществляться по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Источник: https://xn--80aakec5bilkue.xn--33-6kcadhwnl3cfdx.xn--p1ai/sistema-obrazovaniya/354/15944/

Информация об исполнении мероприятий по вопросу образования инвалидов (детей-инвалидов) и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Приморском крае

Организация образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов осуществляется в рамках государственной программы Приморского края «Развитие образования Приморского края на 2013 — 2020 годы», дорожной карты реализации мероприятий межведомственных планов по вопросу образования инвалидов (детей-инвалидов) и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов в общеобразовательных организациях составило 8377 обучающихся (муниципальные общеобразовательные учреждения – 4908 чел., краевые государственные общеобразовательные учреждения – 3469 чел.).

На территории Приморского края функционирует 29 краевых государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Данные учреждения вошли в Федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный Министром образования и науки Российской Федерации. В учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются 3499 чел.

На территории края действуют центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Приморского края и 26 территориальных комиссий ПМПК.

В январе-феврале 2017 года проведены 4 заседания центральной психолого-медико-педагогической комиссии Приморского края, обследованы 37 детей, которым даны рекомендации по их дальнейшему обучению по адаптированным общеобразовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с нарушениями их развития (2015-2016 учебный год — проведено 23 заседания, обследовано 554 детей).

На базе государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV видов» г.

Артема действует Ресурсный центр дистанционного образования детей-инвалидов (РЦДО), в котором созданы условия для обучения детей-инвалидов, которые проживают в 28 муниципальных образований края. Всем учащимся предоставлено компьютерное оборудование по месту жительства. В крае работает 8 филиалов центра (2 ‑ в г. Арсеньеве и по одному в г.г.

 Артеме, Находке, Уссурийске, Владивостоке, Шкотовском, Октябрьском районах). На базе Центра создана краевая экспериментальная площадка по развитию дистанционного обучения.

Совместно с ГОАУ ВПО ДВФУ здесь проводятся обучающие семинары, научно-практические конференции об особенностях организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий и применением компьютерной техники и связи для учителей, осваивающих технологии дистанционного обучения.

Обучение детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому. Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов в возрасте от 3 до 18 лет включительно, осуществляющим их воспитание и обучение на дому самостоятельно, один раз в год выплачивается компенсация за фактически произведенные затраты, но не более 10 000 рублей в год.

В перечень затрат может войти, например, оплата образовательных услуг, приобретение учебной литературы, наглядных пособий, канцелярских принадлежностей, специализированного компьютерного оборудования, укомплектованного в соответствии с диагнозом.

В краевом бюджете 2016 года предусмотрено 2,669 млн. руб.

Пилотной площадкой по введению ФГОС ОВЗ является Владивостокская (коррекционная) начальная школа-детский-сад VII вида. На базе школы с 01.09.2015 организована работа инклюзивного класса детей с расстройствами аутистического спектра.

Обучение детей в этом классе организованно по адаптированной общеобразовательной программе для детей с РАС, учебному плану, расписаниям занятий в соответствии с требованиями второго варианта ФГОС для детей с расстройствами аутистического спектра.

В настоящее время рабочей группой, утвержденной приказом департамента образования и науки Приморского края от 01.02.

2017 № 177-а «Об утверждении состава рабочей группы по созданию Регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с РАС», разрабатывается концепция создания Регионального ресурсного центра по сопровождению детей с РАС на базе государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Владивостокская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2».

Педагоги краевого государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Владивостокская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2» проходят повышение квалификации в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с РАС г. Москвы.

В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 01.01.2016 изменился порядок предоставления индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.

Между департаментом и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю» заключено Соглашение о взаимодействии при оказании государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы.

В 2016 году учреждениями медико-социальной экспертизы в департамент направлены выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации 1946 детей-инвалидов (Владивосток – 626, Находка 168, Артем 141, Уссурийск 137, Партизанский район – 45, Михайловский – 40, Надеждинский 39), в течение 2017 года – 226 ИПРА (Владивосток – 63, Уссурийск 26, Артем 12, Пожарский 12).

Совместно с муниципальными органами управления образованием организовано исполнение образовательными организациями рекомендованных ИПРА мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации детей-инвалидов.

Издан приказ департамента образования и науки Приморского края от 24.02.

2016 № 178-а «О реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребека-инвалида».

Источник: http://edupk.ru/novosti/16961/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector