Единое гражданство в 2020 году — что это такое, принцип, рф, является, характерно для

Первыми гражданами были римляне. Гражданство являлось вершиной социального статуса и позволяло использовать все существовавшие юридические права без ограничений. Когда началась волна буржуазных революций, напротив монархии с подданными встали республики с гражданами.

Рассмотрим понятие гражданства и принципы гражданства РФ, которые приняты в нашей стране как гарантирующие права каждого человека с российским паспортом, а также – отличаются ли «коренные» россияне от россиян, которых таковыми сделало приобретение гражданства РФ.

Попробуем разобраться в деталях.

Понятие гражданства и принципы гражданства РФ

Что такое гражданство? Понятие гражданства может быть представлено в нескольких вариантах формулировки. Трактовок множество. Но все они будут сводиться к содержанию: гражданство – это взаимосвязь человека и государства, подразумевающая соблюдение и сохранение правовых норм и обязательств. Понятие и принципы гражданства РФ закрепляются на конституционном уровне.

Единое гражданство в 2020 году - что это такое, принцип, РФ, является, характерно для

Если говорить кратко, понятие и принципы гражданства РФ – это правила и основы, которые регулируют институт гражданства, создают условия стабильности и функционирования государства. Эти критерии не должны формироваться вразрез с понятиями прерогатив и ограничивать волю граждан. Они должны отвечать нормам демократического законодательства и объединяют всех обладателей гражданства.

Понятие, принципы и значение гражданства РФ

Что значит «гражданство России»? Что нужно знать про гражданство РФ? Понятие, принципы, основания приобретения — все эти вопросы волнуют не только тех, кто по тем или иным причинам решил стать гражданином России, но и граждан по рождению, «коренных» россиян. Выделяют две группы принципов:

Исходя из основополагающих критериев, определяются понятие гражданства РФ и общие принципы. Другое их название – конституционные. Эти основы гарантируются Конституцией России. Они представляют собой правовую систему принципов.

Она определяется принадлежностью власти народу, демократическим нормам, признанием паритета, балансом прав и обязательств.

Базовые основы гражданства РФ (понятие, законодательное регулирование и принципы) приравнены к нормам, закрепленным в международных документах.

Особые принципы включают способы контроля и соблюдения основ. Здесь значимы тождество права обладателей гражданства, вольность в его определении, государственные рычаги защиты своего гражданина за границами России. РФ не может допустить его выдачи по иностранному запросу и лишать паспорта без установленных причин.

Законодательное регулирование гражданства России

Основной документ, характеризующий понятие гражданства и принципы гражданства РФ, – это ФЗ «О гражданстве РФ». Статья №4 дает перечисление основ, а также залог – все, что обеспечивает правовую опору россиян как граждан.

При составлении документа строго учитывалось, чтобы в нем не содержалось пунктов, которые бы санкционировали притеснение людей и ущемление их свобод с опорой на социальные предрассудки, расовую неприязнь, исходили бы из разницы в языке, вере или национальности.

Понятие и принципы гражданства РФ кратко рассмотрим далее.

Единое гражданство в 2020 году - что это такое, принцип, РФ, является, характерно для

Понятие и основные принципы гражданства РФ предусматривают:

  1. Почитание единения и равноправия всех граждан России.
  2. Стремление сохранить российское гражданство при нахождении россиянина за пределами РФ.
  3. Недопущение прекращения гражданства.
  4. Недопущение препятствий при желании сменить гражданство.
  5. Запрещение выдачи россиянина по требованию иностранных государств.
  6. Запрещение высылки россиянина с территории страны.
  7. Способствование желанию иностранца принять российское гражданство.

Кроме этих конкретно сформулированных основ в статье №4, к основам гражданства можно отнести статьи №№6, 7, 8, 9, которые прописывают условия многогражданства, определяют критерии отстаивания интересов россиян за границей, гражданских изменениях при браке и рождении детей.

Понятие, признаки и принципы гражданства РФ кратко можно представить через основные характеристики, подразумевающие тот или иной критерий.

Основы понятия «гражданство Российской Федерации» и история

Россия — многонациональная страна, в которую входят субъекты: регионы, области, края и автономные округа.

Исходя их этого, единение для нашей страны является главной основой и гарантией гражданства. Этот принцип регламентирован в Конституции России. Однако он претерпел изменения.

До 1993 года существовало и применялось понятие республиканского гражданства. При этом иметь его можно вкупе с общероссийским или обходиться без него, являясь только гражданином республики в составе РФ.

Чтобы приобрести региональное гражданство, достаточно было факта постоянного проживания в республике. Регионы могли лишать гражданства.

Абсурдное положение, при котором можно было получить региональное гражданство, не иметь при этом федерального, проживать в регионе на птичьих правах, раз действовало право на выселение, – удалось разрешить в новой Конституции 1993 года, а также в законе «О гражданстве».

Принцип единства гражданства исходит из общероссийского определения, в Калмыкии ли или в Челябинской области проживает человек. В любой точке России и мира он гражданин России.

Единое гражданство в 2020 году - что это такое, принцип, РФ, является, характерно для

Это законодательно внесено с 2002 года. Гражданство республик было отменено окончательно.

Принцип равного гражданства

Понятие гражданства РФ, принципы и содержание этих основ интересны при рассмотрении системном. Критерий тождества также утверждается конституционно и гражданским законом.

Этим принципом государство гарантирует каждому представителю многонационального населения страны равенство в статусе. Несмотря на образование, национальность, происхождение, политические или религиозные убеждения – все граждане уравнены в правах перед законом, и нет ни в чем в них различия.

Причем в России не делят население на граждан и людей с приобретенным статусом. То есть принявшим гражданство запрещено указывать на этот факт, согласно тому же принципу.

Интересно, что этот критерий действует далеко не во многих странах, ранее входящих в СССР. В наиболее приближенной к российскому определению этот критерий утвержден в Узбекистане. В Таджикистане и Молдове введена лишь широкая формулировка равенства граждан. Так же в грузинских и армянских законах. Украинская конституция определяет равенство в общем направлении, включая гражданские права.

Более корректно основа равенства гражданства находит отражение, например, в гражданском законе Беларуси, который уравнивает всех белорусов, не учитывая причины получения гражданства Республики.

Подобные формулировки закреплены азербайджанскими, кыргызстанскими, молдавскими, таджикскими законами.

Грузия, Казахстан и Украина решили заменить критерий равенства гражданства на тождество перед законом.

Прибалтийские «неграждане»

В Прибалтике же вообще захотели разделить население на коренных и некоренных, тех, кто родился на территории страны и переселился позже. Причем мигрантов решено «сортировать», исходя из прав, которыми они обладают с ПМЖ.

Такого подхода на гражданство придерживаются в Латвии и Эстонии. Здесь нет как такового понятия о равном гражданстве, как в России. В Латвии, например, совершенно спокойно, без либеральных истерик существует понятие «неграждане».

В латвийском народе эту категорию прозвали «белые негры». Так стали называть почти 30 % населения Латвии после 1991 года. Гражданами признавались только рожденные в Латвии до 17 июня 1940 года и их потомки.

Это дата утраты латвийской независимости.

Единое гражданство в 2020 году - что это такое, принцип, РФ, является, характерно для

«Неграждане» получили паспорт с таким же наименованием, а европейское сообщество и не подумало осудить очевидное нарушение демократических стандартов. Кто из «негражданина» решил перейти в статус «гражданина», должен был пройти через унизительную процедуру, доказывающую лояльность новой власти, и то, если квоты будут.

Источник: https://www.syl.ru/article/330175/ponyatie-grajdanstva-printsipyi-grajdanstva-rf-pravovoe-regulirovanie

Конституционные принципы российского гражданства и сущности, что они означают

Многие иностранцы, в частности жители СНГ, интересуются, как получить гражданство России. Россияне же, в свою очередь, должны знать основные конституционные принципы гражданства, которые описаны в главном законе страны – Конституции от 12 декабря 1993 г. Это важно для глубинного понимания своего правового статуса.

С постепенным развитием нашей страны после распада СССР институт национальной гражданственности претерпел заметные изменения: закон №1948-1 от 28 ноября 1991 г. эволюционировал в ФЗ № 62 «О гражданстве».

Именно в этом документе от 31 мая 2002 были установлены ужесточенные нормы, принципы и правила приобретения статуса. Сегодня данный закон действует с правками от 11.11.2003 г.

, которые предусматривают упрощенный правовой механизм приобретения статуса россиянина жителям СНГ.

Понятие сущность и принципы российского гражданства

Согласно ст. 3 ФЗ гражданством признается связь прав человека, которая проявляется в форме двусторонних обязательств человека и РФ.

  Во времена Советского Союза сущность данного термина сводилась к подчинению воли человека, его действий суверенной власти как на территории СССР, так и за ее пределами. Таким образом, граждане находились на нижней ступени политической иерархии.

В наши дни данный подход был сменен на более демократический, предполагающий свободу и равенство как между собой, так и со страной как субъектом экономических отношений.

Единое гражданство в 2020 году - что это такое, принцип, РФ, является, характерно для Что такое гражданство?

В соответствии с действующим законодательством основные конституционные принципы или признаки гражданства РФ – это:

  • единство людей;
  • равенство;
  • невозможность лишения гражданства, национальности и высылки человека за пределы РФ без особых оснований, закрепленных в законе;
  • перманентный статус даже при нахождении за территорией страны;
  • возможность получения заслуженными зарубежными гражданами;
  • допустимость двойного гражданства;
  • равенство общечеловеческих прав для иностранных и российских граждан.

Единое гражданство в 2020 году - что это такое, принцип, РФ, является, характерно для ФЗ от 31.05.2002 года

В чем заключается принцип единого гражданства?

Основания и порядок приобретения гражданства РФ

Принцип единого гражданства в соответствии с п. 1 ст. 6 Конституции заключается в том, что лица, проживающие на территории субъектов РФ, в т.ч. республик, должны являться полноценными гражданами России.

Пример: жители Крыма обладают таким же статусом, как и те, кто изначально рожден на территории России.

Обратите внимание! Неважно, где проживает гражданин: если территория субъекта находится в пределах национальных границ, то на него распространяются права и обязанности россиян.

Таким образом, принцип единого гражданства предполагает, что все граждане РФ равны в своих правах и обязанностях перед российским законодательством.

Что подразумевает принцип равного гражданства

Способы приобретения гражданства

Принцип равенства гражданства предполагает недопустимость «льготного» режима для одних граждан, а также приобретения ими особого статуса в случае длительного нахождения в стране. Это в свою очередь означает, что любой человек, который пересек границы РФ с первого дня наделяется обязанностями и правами наравне с россиянами.

Пример. Законы и правила нахождения в стране распространяются как на жителей Москвы, так и на людей, проживающих в Казани, расположенной на территории республики Татарстана.

Каковы особенности принципа открытости

Может ли гражданин РФ быть лишен гражданства РФ

В основе данного принципа – открытость страны для прибытия новых людей, предполагает, что каждый из них может получить статус россиянина независимо от нации, вероисповедания и т. д. Должны быть веские причины для отказа по УК.

Читайте также:  Ходатайства об отмене обеспечительных мер в 2020 году - гражданском процессе, арбитражный суд

Каковы черты принципа почетного гражданства

Значение исходит из предыдущего правила. Есть граждане – деятели науки, искусства, ценные кадры и специалисты, нахождение которых на территории России благоприятно влияет на имидж страны на мировой арене. В данном случае такие граждане имеют льготы на получение нового статуса – процедура приобретения статуса россиянина для них проходит по упрощенной схеме.

Пример. Знаменитый французский актер Жерар Депардье получил статус россиянина в 2013 г. после проведения во Франции налоговой реформы и введения кабальных условий налогообложения роскоши и доходов, а также высокой курсовой разницы при переводе на счет в зарубежные банки.

Единое гражданство в 2020 году - что это такое, принцип, РФ, является, характерно для Жерар Депардье с российским паспортом

Что такое принцип сохранения гражданства?

Данный признак относится к отсутствию законодательного регламентирования сроков нахождения россиян за рубежом, по истечении которых они будут лишены своих гражданских прав. Принцип исходит из естественного права человека на выбор места его постоянного проживания.

Пример. Граждане России могут без труда осуществлять длительные путешествия и даже жить за пределами страны в качестве резидента в Европе, при этом для возвращения домой у них не будет никаких препятствий.

Кроме того, ни один гражданин не может быть отдан под суд за преступления на международном уровне: судить его будут на территории РФ.

Что представляет собой принцип двойного гражданства

Любой человек в России вправе приобрести второе гражданство по своему усмотрению, а также отказаться от своего российского статуса.

Важно! Согласно ст. 330.2. за неисполнения своих обязательств по подтверждению двойного гражданства предусмотрен штраф до 200 тыс. руб.

Кто регулирует отношения

Полномочиями в регулировании данного раздела гражданского права наделены специалисты Единой миграционной службы.

Основания для получения «подданства» РФ

К лицам, для которых предусмотрена краткая процедура регистрации, относятся:

  • супруги, дети и родители гражданина;
  • лица, признанные русскоязычными носителями;
  • участники программы «Соотечественники» для жителей стран СНГ;
  • беженцы.

Единое гражданство в 2020 году - что это такое, принцип, РФ, является, характерно для Девушка-иностранка решила приобрести национальный паспорт

Как отказаться от гражданства

Права на выход из  гражданства страны не имеют люди, у которых согласно ст. 20 ФЗ 62 есть:

  • долги перед Россией, в том числе налоговая задолженность;
  • имеется уголовная ответственность, а также ведется судебный процесс с участием данного лица;
  • отсутствует подданство другой страны или правоустанавливающие документы, которые гарантируют получение зарубежного подданства в кратчайшие сроки.

Остальные лица могут без труда отказаться от подданства России. Для этого необходимо собрать пакет документов:

  • заявление;
  • правоустанавливающий документ о подданстве другой страны;
  • военный билет;
  • справка об отсутствии долгов по налогам;
  • оплата государственной пошлины в размере 3,5 тыс. руб. (на 2018 год);
  • паспорт;
  • 3 фото установленного размера 3 на 4 см.

Далее следует передать бумаги в МВД. Решение будет принято в течение года.

Таким образом, конституционный строй страны предполагает открытие границ для всех законопослушных граждан, которые решили выбрать для постоянного проживания Россию. Осуществить регистрацию может каждый иностранец при предоставлении законодательно установленного пакета документов в миграционную службу.

Источник: https://miemigration.ru/rossiya-migraciya-registraciya-grazhdanstvo/principy-grazdanstva.html

Принципы гражданства. Принципы приобретения гражданства

Каждое государство в сфере своего законодательства о гражданстве действует по своему усмотрению (самостоятельно), тем не менее, международным правом разработан, ряд общих принципиальных методов регламентации гражданства. Принципы приобретения и основы гражданства — это начальные основы, главные идеи, получившие закрепленные в законодательстве государства, во взаимоотношениях с гражданами.

В международном праве есть ряд общих принципов, по предоставлению (принятию) гражданства:

2)   Принцип гражданства — недопустимости лишения, или права изменить гражданство, в одностороннем порядке, например решением государства. Гражданин же в свою очередь, имеет полное право распоряжаться своим гражданством, а значит изменить свое гражданство, в этом, государство не вправе ограничить его (гражданина), или лишить такого права.

  • 3)   Принцип равности гражданства — определяет, что гражданство является равным, независимо от оснований и способов по его приобретению, что все лица, которые являются гражданами данного государства, имеют равный и одинаковый конституционно-правовой статус.
  • 4)   Принцип постоянного гражданства – это означает, что за гражданином сохраняется гражданство, даже если они проживают за пределами государства, а также при заключении или расторжении брака, а также в тех случаях, когда один из супругов измененил гражданство.
  • 5)   Принцип покровительства государством, защиты граждан своим государством, как внутри, так и за пределами своей территории.

                                        Принципы приобретения гражданства

Принципы гражданства — это первоначальные основы, ведущие идеи, которые распространенны и  закреплены в законодательстве, во взаимоотношениях государства и гражданина.

У каждого государства есть свои собственные (дополнительные) принципы, предоставления (оформления) гражданства.

Помимо основных принципов получения гражданства, как правило, у каждой страны есть свои собственные (дополнительные) принципы оформления (предоставления) гражданства.

Некоторые государства мира позволяют своим гражданам, иметь гражданство не только своего государства, а еще одного, в соответствии со своими законами и международными договорами. Это принято называть двойным гражданством.

При наличии у гражданина гражданства второй страны, ничего не меняет в его взаимоотношениях с государством  – он, как и прежде обязан придерживаться прав, свобод, соблюдать законодательство, а значит никак, не освобождает гражданина с двойным гражданством, от обязанностей перед собственным государством.

Также в отдельных странах существует и принцип гражданства по рождению, в тех случаях, когда хотя бы один из родителей, на момент рождения ребенка, имеет гражданство (является гражданином) данной страны, эти принципы получения гражданства широко распространены и существуют во многих странах мира. 

Существует и принцип получения гражданства, по крови и родству, такой принцип наделяет правом получения гражданства тех лиц, которые имеют признаки расового, языкового, исторического или культурного отношения к национальности.

В соответствии таким принципом, лицо имеет право, приобрести гражданство своих прародителей по рождению, причем место, где он родился, язык, которым он владеет на данный момент и даже наличие гражданства иного государства не имеют значение.

       www.worldluxrealty.com

         Принципы гражданства

Единое гражданство в 2020 году - что это такое, принцип, РФ, является, характерно для

Источник: http://worldluxrealty.com/principy-grazhdanstva-principy-priobreteniya-grazhdanstva

Принципы гражданства РФ

Состав основных принципов гражданства РФ указан в статье 4 ФЗ «О гражданстве РФ». В законе сказано, что принципы гражданства РФ и правила, которые регулируют вопросы данной сферы, не должны иметь положения, ограничивающие права лица по признакам расовой, национальной, социальной, языковой или религиозной принадлежности.

Конституция и ФЗ «О гражданстве РФ» формируют общие основы, которые закладывают сущностные принципы данных отношений. Выделяют следующие основные принципы гражданства РФ.

Во-первых, гражданство России является единым (принцип единства). По причине федеративного устройства России данный принцип крайне важен, и поэтому закреплен в Конституции. Единое гражданство в федеративном государстве представляет собой необходимое условие для сохранения суверенитета и целостности.

Во-вторых, гражданство РФ является равным вне зависимости от оснований его приобретения (принцип равенства). Закон не предусматривает каких-либо особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по разным основаниям: по рождению, в связи с принятием либо восстановлением в нём и т.д.

В-третьих, гражданство РФ обладает открытым и свободным характером (принцип открытости). Данный принцип выражается в том, что согласно Закону РФ каждый человек имеет право на получение гражданства и на его изменение.

В-четвертых, гражданин РФ не может быть лишен гражданства (принцип взаимности). Запрет в Конституции и в ФЗ «О гражданстве РФ» на лишение человека гражданства вытекает из двусторонней связи между человеком и государством, что предполагает разрыв данной связи только при взаимном согласии.

В-пятых, гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства). Подобная возможность предоставляется согласно федеральному закону или международному договору России.

Согласно данному принципу приобретение гражданином РФ иного гражданства не приводит к прекращению его российского подданства. Граждане РФ при наличии иного подданства не могут по этой причине быть ущемлены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, которая связана с подданством РФ.

В-шестых, законодательство России содержит принципа сохранения гражданства РФ для лиц, которые проживают за её пределами. Данный принцип происходит из естественного права человека на выбор места жительства, свободный выезд за пределы России и беспрепятственный возврат в страну.

В-седьмых, гражданство РФ базируется на принципе отрицании автоматического его изменения при заключении либо расторжении брака гражданином России с иностранцем или лицом без подданства, а также при изменении гражданства одним из супругов. Данный принцип раскрывает его сущность как индивидуальной связи человека с государством.

В-восьмых, Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами. Этот принцип отражен в Конституции и ФЗ «О гражданстве РФ».

Органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и их должностные лица обязаны способствовать гражданам РФ в обеспечении возможности пользоваться всеми законными правами и защищать их.

Согласно Конституции гражданин РФ не может быть выслан за её пределы либо выдан другому государству. За преступления, которые совершены гражданином России на территории других государств, он подлежит уголовной ответственности по законам РФ.

Источник: https://lecu.ru/konstitutsionnoe-pravo-rossii/374-printsipy-grazhdanstva-rf

Единое гражданство — это… что такое единое гражданство?

  • Единое гражданство — конституционный принцип гражданства РФ, означающий, что: граждане республик в составе РФ одновременно являются гражданами РФ; и, наоборот граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами… …   Финансовый словарь
  • ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО — закрепленный в п. 1 ст. 6 Конституции РФ принцип гражданства РФ, означающий, что граждане республик в составе РФ одновременно являются гражданами РФ и наоборот, граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются… …   Юридическая энциклопедия
  • ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО — применительно к гражданству РФ положение, согласно которому все лица, имеющие гражданство РФ, независимо от оснований его приобретения, имеют одинаковый конституционно правовой статус. обладают в равной мере едиными для них правами, свободами,… …   Энциклопедия юриста
  • ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО — закрепленный в п. 1 ст. 6 Конституции РФ принцип гражданства РФ, означающий, что граждане республик в составе РФ одновременно являются гражданами РФ и наоборот, граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются… …   Энциклопедический словарь экономики и права
  • единое гражданство — конституционный принцип гражданства РФ (закреплен в п. 1 ст. 6 Конституции РФ), означающий, что граждане республик в составе РФ одновременно являются гражданами РФ, и наоборот. Закрепление этого принципа создает дополнительные правовые гарантии… …   Большой юридический словарь
  • Гражданство — (Citizenship) Содержание Содержание 1. Понятие Вступление и выход из гражданства Приобретение гражданства Восстановление гражданства Прекращение гражданства Апатриды и бипатриды Значение гражданства 2. Гражданство в Приобретения гражданства… …   Энциклопедия инвестора
  • ГРАЖДАНСТВО ЕДИНОЕ — (см. ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО) …   Энциклопедический словарь экономики и права
  • ГРАЖДАНСТВО — ГРАЖДАНСТВО, политич. и правовая принадлежность лица к конкретному гос ву, определяющая взаимоотношения между ними. В СССР с момента его образования установлено единое союзное гражданство. Советское гражданство предполагает наделение гражданина… …   Демографический энциклопедический словарь
  • ГРАЖДАНСТВО — устойчивая принадлежность человека к определенному государству, правовая связь человека и государства. Связь эта двусторонняя. С одной стороны, государство гарантирует своим гражданам определенные права и свободы, защищает их самих и их… …   Юридическая энциклопедия
  • Гражданство СССР — Обложка советского паспорта  основного документа, удостоверяющего гражданство СССР Гражданство в СССР определяло принадлежность лица к государству, давало ряд прав и обязанностей, определяемых законодательством СССР. Каждый гражданин СССР по …   Википедия
Читайте также:  Требования к исковому заявлению в арбитражный суд в 2020 году - предъявляемые, составлению, оформлению, скачать, образец, заявление

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/14680

Единое гражданство РФ (стр. 1 из 2)

ПРОБЛЕМА ЕДИНОГО ГРАЖДАНСТВА

В рамках правовой государственности и госу­дарственной целостности Российской Федерации институт единого гражданства имеет важное тео­ретическое и практическое значение. Эта значи­мость усиливается тем обстоятельством, что между федеральным и республиканским законо­дательствами по вопросам гражданства имеются противоречия, несогласованность.

Прежде всего отметим, что на правовую рег­ламентацию гражданства РФ и ее субъектов не­посредственно повлияли Декларация о государст­венном суверенитете Российской Федерации и Декларации о государственном суверенитете рес­публик (бывших автономий), а также денонсация Договора об образовании СССР и подписание Федеративного договора, образование Содруже­ства независимых Государств, изменение право­вого статуса национально-государственных об­разований (республик), административно-терри­ториальных единиц (края, области, г. Москва, г. Санкт-Петербург) и национально-территори­альных объединений (автономная область, авто­номные округа) в Российской Федерации.

К числу обстоятельств, обусловивших новые взаимоотношения РФ и ее субъектов, следует от­нести и определение гражданства РФ на основе международных стандартов, в частности в свете Всеобщей декларации прав человека и Деклара­ции прав и свобод человека и гражданина Россий­ской Федерации, принятой 22 ноября 1991 г.

По­ложения последней стали основой прав и свобод человека и гражданина Конституции РФ (правда, ее ст. 6 следовало бы согласовать со ст. 2 Закона РФ «О гражданстве»), а в законодательстве неко­торых субъектов Федерации они не нашли четко­го закрепления. Так, в ст.

69 Конституции Респуб­лики Башкортостан гражданство определено на основе национального суверенитета без учета прав многонационального народа, предусмотрен­ных ст. 3 той же Конституции.

На современном этапе гражданство РФ и ее субъектов определяется неодинаково. Во-пер­вых, в теории конституционного права ранее раз­рабатывалась двухуровневая концепция единого гражданства РФ и ее субъектов, что в настоящее время нашло отражение в законодательстве Кал­мыкии.

Спорность такой концепции очевидна, так как в субъектах Федерации существуют раз­личные социально-правовые факторы. Во-вто­рых, принцип единого гражданства РФ и ее субъ­ектов определяет содержание законодательства о гражданстве Российской Федерации, Бурятии, Коми и Удмуртии.

В-третьих, в период государственного и кон­ституционного строительства в субъектах РФ сложилось «двойное гражданство», например в Башкортостане, а также гражданство ассоцииро­ванного члена РФ, как в Республике Татарстан.

В силу изменившихся экономико-политичес­ких условий в регионах РФ и согласно заключен­ным договорам между РФ и ее субъектами (Та­тарстан, Башкортостан), видимо, допустимо фор­мирование своего гражданства в республиках, и не имеет значения, как оно будет строиться — в ви­де единого гражданства, двухуровневого или трехуровневого, двойного или тройного граждан­ства при условии, если в субъектах Федерации для всех граждан (как граждан РФ, так и граждан субъектов Федерации) будут обеспечены одина­ковые социально-экономические и политико-правовые условия.

Со дня становления РФ (1918-1922 гг.) и до распада СССР (1922-1991 гг.) в РФ было единое гражданство.

Существовавшее утверждение о том, что в СССР было тройное гражданство (гражданство СССР, гражданство РСФСР (союз­ных республик) и гражданство автономных рес­публик) на практике не имело существенного значения, так как, в частности, от имени РСФСР (в том числе и ее автономных республик) во всех сферах жизни (внутри страны и за рубежом), как правило, выступал СССР со своим единым граж­данством (как известно, в ООН от имени своих граждан выступали также Белоруссия и Украина).

В целом же можно признать, что возможности определения своего гражданства в РФ и ее субъ­ектах впервые закладывались в Федеративном договоре (1992 г.

), ибо бывшие автономные республики признаны самостоятельными субъек­тами РФ, а некоторые из них после оглашения своих Деклараций о суверенитете ставили вопрос о целесообразности становления их членами Со­дружества Независимых Государств (Республика Башкортостан) и даже субъектами международ­ного права (Республика Татарстан).

Между тем те субъекты РФ, которые уравни­вали себя в правовом положении с РФ в целом, четко не уяснили отличительных особенностей Российской Федерации, которые выражались в многонациональном характере государственного суверенитета и единстве ее государственной вла­сти.

Ведь Российская Федерация представляла ин­тересы всех субъектов РФ в международных от­ношениях и в деятельности Содружества Незави­симых Государств. В отличие от РФ ее субъекты есть национально-государственные образования в рамках единой Федерации.

Иными словами, на­циональный суверенитет у них выступает фор­мой государственного суверенитета, а содержа­ние государственного суверенитета республик как субъектов Федерации определяется их много­национальным народом. Здесь же следует под­черкнуть, что в отличие от предыдущей новая Конституция РФ 1993 г.

предусматривает единые механизмы и гарантии осуществления прав граж­дан РФ и ее субъектов.

Так, в области политики они проявляются в идеологическом многообра­зии; в экономической сфере — в различных фор­мах собственности, конкуренции и свободе эко­номической деятельности; в социальной — в сво­бодном развитии человека, гарантиях социальной защиты; в правовой области — во взаимной ответ­ственности государства и граждан (ст. 6, 7, 8, 13, 19,23 Конституции РФ).

Концептуальной основой единого гражданст­ва РФ и ее субъектов является народовластие (ст. 3 Конституции РФ).

Поэтому принадлежность к народу, а не к отдельным нациям (народностям) выражает сущность гражданства РФ. Отсюда и вытекает принцип единого гражданства РФ, ко­торый закреплен в ст. 6 Конституции РФ.

В ней гражданство Российской Федерации признается единым и равным независимо от оснований при­обретения.

Принцип единого российского гражданства выражается в общности принципов экономичес­кой, политической, социальной, правовой систем российского законодательства и законодательст­ва республик в составе РФ. Он означает (как это предусмотрено в ст. 2 Закона РФ «О гражданст­ве»): «…

Граждане РФ, постоянно проживающие на территории республик в составе РФ, являют­ся одновременно гражданами этой республики». В соответствии с принципом федерализма и прин­ципом единого и равного гражданства на терри­тории России граждане РФ, проживающие на территории края, области, автономной области, ав­тономного округа, являются одновременно гражданами РФ.

Данное положение наряду с За­коном «О гражданстве» следовало бы также за­крепить и в ст. 6 Конституции РФ.

Гражданство — это политико-правовая принадлежность лиц государству, являю­щемуся самостоятельным субъектом международ­ного права. Республики в составе РФ обладают ограниченной международной правосубъектностью.

А государство, признанное суверенным в рамках международного сообщества, защищает права и законные интересы граждан как внутри страны, так и за ее пределами. Именно такой смысл вложен в ст. 62 Конституции РФ и ст.

3 За­кона РФ «О гражданстве».

С этих позиций не совсем оправданно консти­туционное положение отдельных субъектов Фе­дерации, предусматривающее двойное граждан­ство, как, например, это установлено в ст. 22 Конституции Республики Башкортостан.

Харак­терно, что в ней нет записи о том, что граждане РФ являются гражданами Республики Башкорто­стан. С учетом того, что в Республике Башкорто­стан нет Закона о гражданстве РБ, выходит, что по ст.

22 Конституции РБ граждане РФ и РБ не имеют правовой основы для своей защиты.

Спорность определения гражданства субъек­тов РФ вытекает из Федеративного договора и п. 4 ст. 5 Конституции РФ, согласно которым все субъекты РФ равноправны в своих взаимоотно­шениях с федеральными органами.

Значит, сле­дует уточнить определение гражданства во всех трех типах субъектов РФ.

Но это вряд ли возмож­но: во-первых, они (субъекты) имеют разные правовые статусы, и их равноправие достигается по линии взаимоотношений с федеральными ор­ганами государственной власти; во-вторых, все граждане субъектов Федерации являются граж­данами РФ.

Целесообразность единого гражданства РФ можно было бы обосновать и тем, что в рамках единой Федерации не должно быть двойного гражданства в виде гражданства РФ и гражданст­ва ее субъектов, как бы они ни определялись.

Ли­ца, проживающие на территории субъектов Фе­дерации России, оставаясь гражданами РФ, при­знаются (на основе прописки и регистрации) жителями села, поселка, деревни, района, города, области, края, округа и республики.

Для получе­ния каких-то экономических, социальных, право­вых и иных льгот (если они есть!) следовало бы предусмотреть срок проживания на определенной территории, скажем, как это предусмотрено во Франции и США — 5 лет, в Англии и Норвегии -7 лет, в Испании — 10 лет и т.д. Цена оседлости, ес­ли прибегнуть к такому сравнению, соответство­вала бы ст.

13 Всеобщей декларации прав человека, ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 27 Конституции РФ и Закону РФ «О праве граждан Российской Федера­ции на свободу передвижения, выбор места пребы­вания и жительства в пределах Российской Феде­рации» от 25 июня 1993 г.

Представляется вполне достаточным подтверждение о принадлежности к гражданству РФ для решения своих социально-бытовых вопросов. Этому способствует и уско­ренный, сокращенный порядок приема граждан РФ по линии миграционной службы, который ус­тановлен в Законах РФ «О беженцах» и «О вы­нужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г.

Важность единого гражданства Российской Федерации тем более значима, что в республиках РФ экономические условия могут быть иными, чем в Российской Федерации в целом.

Так, напри­мер, в Конституции Республики Башкортостан не предусматривается частная собственность на зем­лю.

В ней также исключена возможность исполь­зования земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, прожива­ющих на соответствующей территории.

Источник: https://mirznanii.com/a/186790/edinoe-grazhdanstvo-rf

Современное понимание принципа единства гражданства Российской Федерации

Гражданство является одним из важнейших факторов, определяющих взаимоотношения человека с государством, основой правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанности государства защищать права и свободы личности.

Читайте также:  Инвалид-ветеран боевых действий в 2020 году - сколько платят военному, пенсия офицеров запаса

Обусловлено это, прежде всего тем, что закрепленные Конституцией Российской Федерации [9] и действующим законодательством права, свободы и обязанности человека непосредственно связаны с гражданством.

Человек может использовать их только тогда, когда он является гражданином определенного государства.

Термин «гражданство» в современной конституционно-правовой науке не имеет четкого, признанного всеми исследователями, определения. М. Б. Смоленский полагает, что «гражданство — это определенная правовая связь лица с государством, влекущая распространение на это лицо правовых последствий» [15, с. 216].

При этом структурное построение определение понятия гражданства, с его точки зрения, позволяет различить три основных элемента: общее понятие гражданства; правовые последствия, вытекающие для лица из факта обладания ими гражданства; связь (отношение) между общим понятием гражданства и его правовыми последствиями. По мнению Н. Л.

 Граната, «гражданство — правовое состояние, выражающееся с одной стороны, в его общем правовом нормировании, с другой — в индивидуальном документальном оформлении гражданства каждого человека (паспорт гражданина, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство) [4, с. 132]. А. Н.

 Кокотов одним из значений термина «гражданство» видит «суверенное право государства» [3, с. 157], означающее его возможность в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. А в категорию граждан А. Н.

 Кокотов включает ту часть населения, на которую государство вправе опереться при рассмотрении любых задач, и которой государство доверяет полное участие в своих делах.

Прежний Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г.

в преамбуле определял, что «гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека» [11]. А Закон «О гражданстве СССР» от 23 мая 1990 г.

характеризовал гражданство как «постоянную политико-правовую связь лица с Советским государством, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях» [13]. По мнению В. Е. Чиркина, «гражданство нельзя связывать с политическими симпатиями и антипатиями лица, в том числе по отношению к государству» [16].

Действующий Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. в статье 3 «Основные понятия» сводит гражданство к устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей принятом взамен одноименного Закона Российской Федерации 1991 года [12].

Количество прав и свобод, которыми обладает личность и которые ему гарантируются государством (как, впрочем, и перечень его обязанностей перед государством) находятся в прямой зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства этого государства. Гражданство регулирует отношения между личностью и государством, оно является одним из признаков любого государства.

Принадлежность человека к тому или иному государству означает, что данное лицо обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законами этого государства, и может пользоваться его защитой и покровительством.

Следовательно, гражданство — это не просто наличие у гражданина паспорта или свидетельства о рождении, а это правовое состояние, которое влияет на объем прав и свобод человека.

Правовое закрепление института гражданства оформлено целым пакетом правовых актов. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на гражданство» [1].

Международное сообщество в Конвенции о сокращении безгражданства рекомендует всем государствам сокращать число лиц, не имеющих гражданства, в целях более эффективной защиты прав и свобод личности и формирования большей ответственности самой личности за свои действия [2].

Исходные начала, посвященные гражданству, содержатся в первой главе Конституции России, в соответствии с которыми гражданство можно рассматривать как одну из характеристик и предпосылок не только статуса личности в стране, но и российского конституционного строя в целом.

При этом Конституция закрепляет базовые принципы института гражданства, детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в соответствующем Федеральном законе от 31 мая 2002 г.

Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства, что имеет важное значение для построения системы отечественного законодательства и для межгосударственных отношений по вопросам гражданства.

Особо следует отметить, что принятие наиболее важных, принципиально значимых для правового статуса личности решений, связанных с гражданством Российской Федерации, находится в исключительной компетенции главы государства.

Решение о вступлении в российское гражданство либо о его прекращении, принятое в общем порядке, оформляется «именным» указом Президентом РФ.

Это призвано показать чрезвычайную значимость института гражданства в Российской Федерации.

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются на основе фундаментальных начал, заложенных в основу правового регулирования, то есть принципов.

Наличие этих принципов способствует корректному применению правовых норм, влияет на содержание принимаемых нормативно-правовых актов в регулируемой сфере, а также позволяет выявлять правовые нормы, не укладывающиеся в систему действующего законодательства.

Основополагающая роль принципов заключается в том, что все другие нормы данной отрасли должны находиться в соответствии с ними.

Основные принципы гражданства Российской Федерации, как указывалось выше, закреплены в Конституции России — статьях 6, 61, 62.

Более детально они раскрываются в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации», который к ним относит: единство гражданства, равенство прав и обязанностей граждан независимо от оснований приобретения гражданства, экстерриториальность гражданства, принцип недопустимости лишения гражданства или права изменить его, недопустимость высылки граждан РФ за ее пределы и их выдачи иностранному государству, принцип сокращения числа лиц без гражданства. В нашей работе мы остановимся только на одном из них — единстве гражданства Российской Федерации и его политико-правовой природе в современных условиях.

Существование этого принципа обусловлено федеративной природой формы государственного устройства России. В состав Российской Федерации входит 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.

В Конституции России указано, что в ведении Российской Федерации находятся вопросы гражданства в Российской Федерации (п. «в» ст. 71).

Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над всем населением государства, вследствие чего в ней имеется единое российское гражданство, которым обладают все граждане государства.

Закон о гражданстве 1991 г. предусматривал наряду с общероссийским гражданство республик в составе Федерации, что вытекало из признания в статье 5 Конституции России республик в составе Российской Федерации государствами.

В тех условиях принцип единства гражданства означал, что республиканское гражданство не обособлено от общероссийского и эффекта двойного гражданства не порождает.

Кроме того, в силу данного принципа нельзя было обладать гражданство республики в составе Российской Федерации, не имея российского гражданства. В. Е.

 Чиркин раскрывал данное положение следующим объяснением: «В России единое гражданство асимметрично: кроме республик, все остальные субъекты Федерации не имеют собственного гражданства. Для областей, краев, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, единое гражданство является и единственным (федеральным) гражданством» [16, с. 120–121].

Ряд республики — Бурятия, Калмыкия, Кабардино-Балкария, Коми, Удмуртия и Якутия — приняли собственные законы о республиканском гражданстве, в которых подчеркивалось, что гражданство является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета.

Другие республики в своих конституциях обозначили возможность принятия законодательных актов по вопросам гражданства. Например, Конституция Республики Татарстан 1992 года содержала специальную главу, посвященную республиканскому гражданству.

В ней также содержалось положение о том, что граждане республики могут иметь гражданство иных государств, условия осуществления которого определяются договорами и соглашениями Республики Татарстан с другими государствами [7].

Для приобретения республиканского гражданства достаточно было факта постоянного проживания российского гражданина на территории соответствующей республики.

Проанализировав действующие конституции республик в составе Российской Федерации, мы обнаружили, что только Конституция Республики Татарстан в статье 21 устанавливает республиканское гражданство: «Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Республики Татарстан.

Гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином Российской Федерации» [7]. Большинство республик в своих основных законах не акцентируют внимания на вопросах гражданства. А некоторые устанавливают особые положения, характеризующие связь республики и государства.

Так, Конституция Алтая специально оговаривает, что «Республика Алтай не устанавливает свое гражданство, исходит из положения Конституции Российской Федерации о единстве гражданства в Российской Федерации и признает, что каждый гражданин Российской Федерации на территории республики обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Алтай [5]. Аналогичное положение содержится в статье 12 Конституции Республики Бурятия [6]. Некоторые республиканские конституции, например Республики Хакасия [8], устанавливают особую норму о том, что субъект Федерации может устанавливать дополнительные права и свободы для граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории соответствующей республики.

Мы согласимся с позицией В. А. Ржевского, который выступая против гражданства республик, обосновывал свою позицию тем, что республики, входящие в состав Российской Федерации, не являются суверенными, и, следовательно, не могут обладать своим гражданством [14, с. 70].

Современная трактовка принципа единства гражданства «базируется на мировой практике федерализма, которая основывается на отказе от возможности существования суверенного государства в составе другого суверенного государства» [10, с. 211].

Такое положение является важнейшей гарантией государственной целостности нашей страны, так как предполагает отказ от права выхода субъекта Федерации из ее состава.

Действующий Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» на основании конституционных норм не предусматривает республиканского гражданства как атрибута государственности республик, хотя прямо и не отрицает его.

Таким образом, в современных условиях принцип единства гражданства как общее правило, лежащее в основе российского гражданства, понимается через признание только одного гражданства в стране.

Единый характер гражданства Российской Федерации имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внутри государства его роль заключается в обеспечении прав и интересов граждан Росси.

Где бы ни проживал гражданин страны, в республике, крае или городе федерального значения, на него распространяется суверенная воля и законодательство России, установленные ею права и гарантии.

За пределами Российской Федерации, в отношениях российских граждан с иностранными государствами, гражданин России может рассчитывать на защиту и покровительство своего государства независимо от того, в каком субъекте Российской Федерации он проживает.

Закрепление принципа единства гражданства создает дополнительные правовые гарантии равноправия граждан Российской Федерации, независимо от места их проживания или времени пребывания. Неслучайно, законодатель располагает этот принцип в одном пункте (ч. 2 ст.

4 ФЗ «О гражданстве РФ») с принципом равенства гражданства независимо от оснований приобретения.

К тому же, принцип гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства «не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или иной принадлежности» (ч. 1 ст. 4 ФЗ «О гражданстве РФ»)

Сущность гражданства заключается в принадлежности к народу, а не к отдельной нации или народности, их чего и исходит принцип единства гражданства как руководство для практики государственного строительства в области гражданства.

Литература:

1.      Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. — 1995. — 5 апреля.

2.      Конвенция о сокращении безгражданства. Принята 30.08.1961 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. — М.: БЕК, 1996. — С. 516–521.

3.      Конституционное право: Учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. — М.: Юристъ, 2003. — 538 с.

4.      Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В. В. Лазарев. — М.: Юристъ, 1999. — 592 с.

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/140/7020/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector