Политика 08:13 | 6 июля Автор материала: Ильнур Ярхамов
В Казани подвели итоги прошедшего Конгресса антропологов и этнологов России и приоткрыли занавес, каким образом будет проходить предстоящая перепись 2020 года.
Вопрос о необходимости обсуждения методов, принципов и ценностей переписи в России перед антропологами на пленарном заседании сформулировал депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов. Он подчеркнул важность того, каким именно образом посчитают татар, будут ли народ делить на какие-либо подгруппы.
Среди российских этнологов и антропологов есть несколько выдающихся и авторитетных фигур. Один из них — Валерий Тишков.
Сейчас он занимает пост директора Института этнологии и антропологии имени Миклухо-Маклая РАН и Центра социальной антропологии РГГУ и является вице-президентом Международного союза антропологических и этнологических наук. В 90-х годах ученый был министром по делам национальностей страны.
Именно его Институт имени Миклухо-Маклая курирует подготовку научной и экспертной базы для национально-конфессионального компонента при проведении переписи в России.
Последние несколько лет Валерий Тишков отметился тем, что в СМИ выступал с предложением внедрить сложную этническую идентичность на приграничных районах между Татарстаном и Башкортостаном, дать возможность людям называться татаро-башкирами или башкиро-татарами. Этим он вызвал дискуссии как в научном сообществе, так и среди практиков реализации национальной политики в регионах.
После обсуждения нескольких организационных вопросов по итогам прошедшего в Казани Конгресса ученым дали возможность «свободного микрофона», чтобы поделиться с коллегами в зале Академии наук РТ своими впечатлениями. Среди прочих на сцену вышел казанский историк и этнолог Дамир Исхаков.
— В связи с предстоящей переписью у меня сложилось ощущение, что готовится не очень правильный ход. Будет попытка введения при переписи сложной идентичности «башкиро-татары» и «татаро-башкиры». С одной стороны, это хорошо. Таким ходом мы зафиксируем некоторые реалии. Но с другой стороны, могут возникнуть проблемы, — посетовал казанский ученый.
По его словам, после появления этой общности «татаро-башкир» встанет вопрос, на каком языке её представителей обучать в школах.
— Так как преимущественно они живут в Башкортостане, то может быть использован административный ресурс и возможна попытка насильственным образом внедрить башкирский язык в среду этой группы.
Но она в основном татароязычная и проживает на Западе Башкирии. Всё это может вызвать лингвистический конфликт. Я думаю, что стремление конструировать эту группу не совсем продумано.
Предлагаю продолжить обсуждение этой темы, — сказал Дамир Исхаков.
Замруководителя аппарата президента Татарстана — руководитель Департамента президента РТ по вопросам внутренней политики Александр Терентьев обратился к Валерию Тишкову и напомнил ему о приоритетах национальной политики в республике, приведя слова, ранее сказанные председателем Госсовета Фаридом Мухаметшиным.
— Межнациональный и межконфессиональный мир и согласие — это наш ценностный ориентир, любое успешное развитие республики возможно только в том случае, если будет мир на нашей земле, — заявил Терентьев.
Он отметил, что в Татарстане уделяется большое внимание развитию всех институтов, которые влияют и обеспечивают этот мир и согласие. Ученые и специалисты наук в этом деле находятся на первом месте. Тем не менее Терентьев обратил внимание на некую недоговоренность экспертов относительно процедуры проведения переписи 2020 года.
— Есть такое понимание в республике, что обсуждаемая сдвоенная идентичность повлечет некое размывание уже сложившихся больших идентичностей. Так это будет или не так — сложно сказать. Но такая озабоченность есть.
Мне кажется, она происходит потому, что этот вопрос недостаточно обсуждается в научном сообществе с привлечением практиков, которые сегодня взволнованы вопросами, как это будет происходить на местах.
Тему нужно обсуждать, чтобы это не привело к какому-то недопониманию, — подчеркнул замглавы аппарата президента республики.
Спикер выразил беспокойство как практик, отметив, что именно важно для властей при проведении переписи и подведении её итогов.
— Для меня важно, что чувствует конкретный человек, что чувствует некая общность людей, как идентичность для людей является ведущей, какая из идентичностей — этническая или конфессиональная — играет главную роль.
Как это отражается на мотивации деятельности людей, поступках, их социальном самочувствии. Мне кажется, это очень важно и от этого зависят некие управленческие решения, а также от того, что чувствуют люди.
У нас в многоконфессиональной республике если плохо будет какому-то одному народу, то, значит, плохо будет всем, — резюмировал Александр Терентьев.
— Ваши озабоченности мы услышали. Ученые — это сообщество свободное, противоречивое, иначе наука не будет двигаться. Мы оказываем воздействие, но не решаем, — ответил Терентьеву Тишков.
Он рассказал, что буквально вчера получил вопросник по переписи.
— Вопросник 2020 года полностью, один к одному, повторяет тот, что был в 2010 году, за исключением некоторых оглавлений по социально-экономическим показателям, но это уже по линии Высшей школы экономики, — сообщил Тишков.
В беседе с журналистом KazanFirst ученый объяснил, каким именно образом в переписи учтут и подсчитают татар.
— Кто-то может сказать, что он просто татарин. Второй скажет, что он, например, «казанлы», третий — «казанский татарин», «сибирский татарин» или «кряшен». Но эти все ответы будут группироваться воедино. Подгруппы у народов будут.
Например, поморы и казаки пойдут как подгруппа русских, точно так же будут учтены и кряшены как подгруппа татар. Но нагайбаки считаются как отдельный малый народ, таким коренным народом они и останутся, — ответил Валерий Тишков.
В заключение собеседник высказал идентичную позиции Терентьева мысль, что ученым и этнологам нужно почаще разъяснять свои идеи и задумки перед региональными властями и практиками нацполитики.
Конгресс антропологов и этнологов, перепись населения, перепись 2020, Валерий Тишков, Дамир Исхаков, Александр Терентьев, ученые, обсуждение, актуальный вопрос Понравился материал? Поделись в соцсетях ПОДРОБНЕЕ В СЮЖЕТЕ: 15 материалов в сюжете
В октябре 2020 года проведут 12-ый в истории России подсчет жителей.
Работа в Казани
Политика 08:15 | 5 июля Автор материала: Артур Еникеев
Майские указы президента России Владимира Путина в Татарстане восприняли очень серьезно. 12 национальных проектов, озвученных главой государства, стали приоритетом на всех ступенях власти. В Татарстане в 2019-2021 годах на их реализацию будет направлено 44,6 млрд рублей. Это позволит республике построить и модернизировать 690 объектов.
О нацпроектах говорят, ими занимаются, за ними следят. В штаб-квартире «Единой России» в Казани снова прошло селекторное совещание с районами, на котором обсудили все болевые точки.
— Нельзя сказать, что сегодня каждый доволен тем, как протекает его жизнь, что каждый доволен своим доходом, каждый удовлетворен качеством, — говорит председатель рабочей группы по контролю за исполнением национальных проектов, заместитель руководителя Госсовета РТ Татьяна Ларионова. — А национальные проекты нацелены как раз на то, чтобы каждый человек как-то ощутил, что-то получил. Да, проекты будут реализовываться до 2024 года, но люди уже сейчас должны знать, на что им надеяться.
Безопасность дорожного движения, демография, культура, медицина — так или иначе, это касается каждого жителя республики, но когда на 2019 год из федерального бюджета на это выделяют 16,7 млрд рублей, то ответственности за выполнение сразу больше.
— Например, более 30 гериатрических кабинетов откроется по республике. Но пенсионер должен четко знать, в какой поликлинике, на каком этаже, чтобы они принесли свою пользу.
На следующей неделе в городской поликлинике №21 у нас состоится встреча с ветеранским активом, где мы расскажем о гериатрической службе, которая, несомненно, скажет весомое слово в части активного долголетия и продолжительности жизни.
В рамках национальных проектов «Демография» и «Городская среда» вводится в эксплуатацию 29 дошкольных учреждений, в которых впервые будут созданы места для детей ясельного возраста.
Мамы и папы с надеждой ждут их открытия и заинтересованы в качественном и своевременном выполнении работ. Телефоны есть у каждого. Если стройка затихла, они сразу могут оперативно отправить нам фотографии, — рассказала Татьяна Ларионова.
В Татарстане отнеслись к этому со всей серьезностью. Комиссия из Москвы, объехавшая 17 субъектов страны с проверками по выполнению планов, естественно, поставила республику в пример, но этого нам мало.
— По итогам визита инспекторов составлен очень серьезный протокол, его подписал председатель Госсовета Фарид Мухаметшин. Мы настояли, чтобы в него включили указания на риски.
Я знаю, что этот протокол был передан Секретарю Генсовета «Единой России» Андрею Турчаку и он высказался в том ключе, что «Татарстан — единственный из регионов не побоялся указать на конкретные риски».
Что это значит? А то, что наша республика сейчас на передовой: пока другие территории только погружаются, оценивают объемы предстоящей работы, мы уже во всем разобрались и начинаем сдавать первые объекты. Важно удержать эту планку, — подчеркнула Ларионова.
Чиновники мечтают о всеобщей народной вовлеченности в процесс. Недостаточно информации о том, что школа или детсад строится, важно подчеркнуть, что это делается в рамках реализации национального проекта.
Именно для этого на портале партии появилась вкладка «Фотоконтроль». Жители наконец-то почувствовали собственное участие. Простой снимок из серии «было-стало» — отличный двигатель для чиновников на местах. Там все видно наглядно — какой дорога была неделю назад и сколько слоев асфальта там теперь.
Есть специальный сайт VMESTE.TATAR, на который каждый желающий может в еженедельном режиме присылать фото строящихся объектов.
— Фотографии пошли, — сообщила председатель рабочей группы. — Но пока что основной поток приходит от муниципальных депутатов «Единой России», а не от людей.
Я прошу и даже настаиваю, что нужно подключать жителей к этой работе: молодые семьи — к контролю за строительством 28 детских садов, общества инвалидов — к контролю за реконструкцией психоневрологических интернатов, молодежные организации — к контролю за строительством спортивных и культурных объектов. Татарстанцы готовы включаться, нужно им только рассказать, куда отправлять снимки и как правильно снимать.
Во время видеоконференции проверку устроили для трех районов. Если Алексеевский и Буинский прошли ее на «хорошо» и «отлично», то вот Мамадышскому досталось по первое число. Татьяна Ларионова отчитывала чиновника как школьника, да и доклад у того был слабенький.
Особенно досталось Мамадышу как раз за то, что вблизи строящихся объектов нет никакого упоминания о национальном проекте. Трое взрослых мужчин молча переглядывались в кадре и обещали все исправить.
Руководитель рабочей группы выделила Нижнекамский, Альметьевский районы, Набережные Челны. Сельские районы тоже включились в мониторинг. Например, в Арском районе обновляется Ново-Чурилинский психоневрологический интернат, с которого регулярно поступают фотографии от священнослужителей, ветеранов, депутатов.
Проект отвечает основной задаче, которая сегодня стоит перед группой контроля, — точечный мониторинг работ на объектах. В пятницу, 5 июля, рабочая группа совершит выезд на объекты, строящиеся в рамках нацпроекта «Демография» в Казани.
Татарстан, национальные проекты, нацпроекты, контроль, Единая Россия, Татьяна Ларионова, районы республики Понравился материал? Поделись в соцсетях Работа в Казани
Источник: https://KazanFirst.ru/articles/494710
Кремль не продлит договор с Татарстаном. Изменит ли это что-то?
Петр Козлов Русская служба Би-би-си
Правообладатель иллюстрации TASS/ALEKSEI NIKOLSKIY Image caption Путин и Шаймиев уже договорились о том, что договор продляться не будет, говорят источники Би-би-си
В пятницу истек срок действия договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном. Он уже давно не давал никаких особых полномочий республике, но долгое время позволял местному руководству чувствовать себя на равных с Москвой.
Еще несколько недель представители татарской элиты обсуждали судьбу отношений Москвы и Казани на всемирном съезде конгресса татар. В резолюции съезда делегаты попросили сохранить должность президента республики (главы других российских регионов не могут называться президентом), а также подчеркнули важность продления договора о разграничении полномочий.
Бывший президент Татарстана Минтимер Шаймиев убеждал собравшихся, что Казань обсуждает все эти вопросы «с представителями федерального центра». «Сейчас идёт обмен мнениями по этим вопросам. Думаю, мы найдём общий язык», — заявил он.
Однако спустя неделю Кремль не сделал ни одного публичного заявления, хоть сколько-нибудь проясняющего судьбу столь важного для татарской элиты договора.
«Позиция будет сформулирована по этому вопросу. И она будет озвучена соответствующим образом, мы вас проинформируем», — сухо ответил журналистам на вопрос о договоре пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков 12 июля.
В пятницу истекли все возможные сроки, когда можно было считать, что договор действует, но в публичном пространстве царит тишина.
Договора не будет
Уже сейчас ясно, что несмотря на обращения татарских лидеров общественного мнения и непубличный лоббизм в пользу сохранения договора, Кремль не пошел на уступки.
В середине июля с разницей в несколько дней издания РБК и «Коммерсант» со ссылкой на свои источники сообщили, что в Кремле отказались сохранять договор об особых полномочиях Татарстана. При этом в Кремле готовы сохранить пост президента республики до 2020 года.
Собеседник Русской службы Би-би-си в Кремле подтвердил эту информацию: «Договор заканчивается и все. Должность президента в республике сохраняется до следующих выборов [руководства республики в 2020 году]».
Такая договоренность была достигнута на встрече Путина и первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева в конце апреля, когда ему было вручено звание Героя труда, говорил Би-би-си в июле близкий к Кремлю собеседник, не уполномоченный давать комментарии СМИ.
В апреле же Путин принял нынешнего президента республики Рустама Минниханова. Официально пресс-служба Кремля сообщала, что одним из главных вопросов встречи был банковский кризис в Татарстане, в результате которого ЦБ отозвал лицензии у нескольких крупных региональных банков.
Близкий к Кремлю собеседник Би-би-си говорит, что все представители Татарстана в федеральных органах власти — например, депутаты Госдумы или члены Совета Федерации — получили задачу высказывать публичную позицию Казани в СМИ о сохранении существующего договора.
11 июля депутаты Госсовета Татарстана обратились к Владимиру Путину с просьбой продлить договор между федеральными властями и регионом.
«Мы призываем продлить договор, чтобы не будоражить людей. Нам бы хотелось, чтобы он был», — говорил журналистам спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин.
Правообладатель иллюстрации TASS/ALEKSANDR SENTSOV Image caption В 1994 году Татарстан получил право на собственную конституцию, гражданство и внешнюю политику
Почему он важен для Татарстана?
- Договор о разграничении полномочий когда-то давал республике большую самостоятельность, но постепенно обрел символическое значение.
- Вопрос особого статуса возник еще с «парада суверенитетов»: в 1992 году Татарстан и Чечня стали двумя республиками, отказавшимися подписать договор о федеративном устройстве страны.
- Спустя два года президент России Борис Ельцин и глава Татарстана Минтимер Шаймиев поставили подписи под договором «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий».
- По этому договору Казань получала исключительное право распоряжаться землей, ресурсами, создать систему госорганов, формировать бюджет, иметь свое гражданство и даже формировать свою международную политику.
- Ставший президентом после Ельцина Владимир Путин последовательно выступал против излишней самостоятельности региональных властей.
- В августе 2000 года, будучи недавно избранным на первый президентский срок, Путин сравнил несоответствие федеральных и местных законов с миной замедленного действия, которая «должна быть изъята и уничтожена».
- С этого момента Кремль начал борьбу за ликвидацию особых статусов.
- В 2003 году был принят закон, по которому все договоры между Москвой и регионами должны были быть переутверждены федеральными законами.
- Татарстан начал лишаться символических прав: например, были признаны антиконституционными положения, по которым президент республики должен быть двуязычен, а также существование отдельного «гражданства Татарстана».
В середине нулевых к борьбе с особым статусом республики подключилось полпредство президента России в Поволжье. Главой полпредства тогда был Сергей Кириенко. При его участии был написан новый договор, по нему у республики осталось еще меньше полномочий.
После долгих дискуссий подписать его удалось лишь в 2007 году. Казань еще на 10 лет получала право принимать решения по экономическим, экологическим, культурным и другим особенностям Татарстана «в сотрудничестве с центром».
Что будет дальше?
Теперь все тот же Кириенко в должности первого замглавы администрации президента отвечает в Кремле, в том числе, за вопросы региональной политики, — то есть он был среди тех, кто принимал решение о том, чтобы не продлевать договор.
Выступая за продление, представители татарской элиты неоднократно подчеркивали: его необходимость прописана в Конституции республики, и отменять договор — значит менять Конституцию. А вносить изменения в республиканскую конституцию можно только после референдума.
Все понимают, что тема закрыта, и сейчас только ищут подходящую юридическую форму, сказал собеседник Би-би-си, знакомый с ходом переговоров, но не уполномоченный выступать по этому вопросу публично. Уже сейчас Кремль дал понять: договора не будет, останется лишь должность президента. Дальше он должен дать понять Татарстану, что не надо менять конституцию республики.
«Речь в Конституции Татарстана идет о том, что отношения с Россией строятся на основе Конституции России, Конституции Татарстана и договора о разграничении полномочий. Последнего уже нет, а внести изменения в этот пункт можно только через референдум. Но это делать не обязательно», — считает собеседник Русской службы Би-би-си.
Формально окончание срока действия договора в отношениях Москвы ничего не изменит: договор был выхолощен еще 10 лет назад, говорит политтехнолог Аббас Галлямов.
«Однако Татарстан терпит серьезное символическое поражение — он демонстративно ставится в общий ряд с другими регионами. До сих пор жители Татарстана гордились тем, что они не такие, как все.
Они единственные, кто сумел сохранить договор, единственные с кем Москве приходится считаться, вести переговоры.
Особенно плохо то, что это символическое поражение руководство республики потерпело сразу после банковского кризиса», — говорит эксперт.
Источник: https://www.bbc.com/russian/features-40904692
В россии и татарстане начался обратный отсчет до переписи населения 2020 года
Город Казань KZN.RU
(Город Казань KZN.RU, 1 октября, Алена Мирошниченко). Россия готовится к проведению двенадцатой в истории страны переписи населения, а также первой в принципиально новом формате – цифровом. Подробнее о предстоящей в 2020 году кампании рассказали сегодня на пресс-конференции в Татарстанстате. В ней в режиме видеотрансляции приняли участие представители Росстата.
Перепись населения пройдет на территории всей страны с 1 по 31 октября 2020 года.
Для всех людей, проживающих на территории России, будут доступны несколько вариантов анкетирования: с 1 по 25 октября на Едином портале госуслуг РФ и в МФЦ, а с 4 по 27 октября – традиционным способом – через переписчика, который будет заносить полученные ответы в электронные планшеты, сообщил руководитель Федеральной службы государственной статистики Павел Малков. Он также добавил, что для переписи будет использовано 360 тыс. планшетов с отечественной операционной системой.
«Перепись – это единственный на сегодня способ получить уникальную информацию о населении, его жилищных условиях, данные о национальном и численном составе, образовательном уровне, миграции и многом другом, – подчеркнул глава Росстата. – По итогам мы можем более точно описать состояние российского общества. Эта статистика поможет повысить эффективность принятия решений на всех уровнях – от муниципального и регионального до федерального».
Предоставление персональных данных не требуется
Специалисты разработали несколько форм бланков.
Как рассказал советник руководителя Росстата Павел Смелов, бланк «Л» – основной и содержит 23 вопроса о социально-демографических характеристиках, гражданстве, национальности, владении и пользовании языками, жилищных условиях, миграции, образовании, занятости и источниках средств к существованию.
Он заполняется на каждого человека, постоянно проживающего на территории РФ. Сведения о жилищных и санитарно-гигиенических условиях жизни населения вносятся в бланк формы «П», а для опроса временно находящихся в стране применяется бланк «В».
«В бланках останутся традиционные вопросы, которые помогут наглядно показать изменения, произошедшие в обществе с предыдущей переписи, но вместе с ними здесь появятся и новые», — сообщил журналистам П.Смелов.
Так, изменились вопросы об источниках средств к существованию, занятости и безработице, владении языками, образовании. При этом спикер подчеркнул, что один из главных принципов участия в переписи в нашей стране – это добровольная основа.
Кроме того, граждан не просят предоставлять персональные данные, и они могут отказаться от ответа на любой из вопросов анкетирования.
К переписи населения в Татарстане привлекут порядка 10 тыс. человек
«К переписной кампании в Республике Татарстан планируется привлечь порядка 10 тыс. человек, из них 7,2 тыс.
человек будут заниматься непосредственно переписью», – рассказала руководитель Татарстанстата Наталья Гатауллина и добавила, что все они будут узнаваемыми – при них должно быть удостоверение, действительное при предъявлении паспорта, специальный шарф и портфель с утвержденной символикой предстоящего мероприятия.
Перед тем как приступить к работе, кандидаты-переписчики в течение трех дней будут проходить обучение с обязательным тестированием по итогам. Только после этого они будут допущены к переписной кампании, подчеркивают в Татарстанстате.
Для жителей республики и ее столицы в преддверии переписи запущен телефон горячей линии, куда они могут обратиться по возникающим вопросам: (843) 221-78-78.
Напомним, предыдущая перепись населения проводилась в России в 2010 году. По ее итогам, в Казани проживали 1 млн 143 тыс. 535 человек, из них 635 тыс. 152 женщины и 508 тыс. 383 мужчины. В целом по республике, согласно переписи, зарегистрировано 3 млн 786 тыс. 488 жителей, среди них 2 млн 38 тыс. 45 женщин, мужчин – 1 млн 748 тыс. 443.
По данным Татарстанстата, на начало 2019 года численность населения Татарстана составила 3 млн 898,6 тыс. человек, из них 76,9% – городское население, 23,1% – сельское. Население Казани насчитывало 1 млн 252 тыс. человек.
Первые результаты предстоящей переписи появятся уже в декабре 2020 года. Предварительные итоги объявят в феврале 2021 года, а окончательные результаты станут известны в течение 2021-2022 годов.
Источник: https://www.kzn.ru/meriya/press-tsentr/novosti/v-rossii-i-tatarstane-nachalsya-obratnyy-otschet-do-perepisi-naseleniya-2020-goda/
Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика
Срок действия договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном истек в минувшую пятницу. Продлевать договор стороны не намерены, что может привести к неприятным последствиям. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Би-Би-Си.
Долгое время договор о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном никаких особых преимуществ республике не давал. Однако существование такого документа позволяло местному руководству чувствовать себя на равных с Москвой.
Недавно судьба отношений Москвы и Казани обсуждалась в ходе всемирного съезда конгресса татар.
В итоговой резолюции съезда делегаты попросили сохранить должность президента республики и подчеркнули важность продления договора о разграничении полномочий.
Бывший президент республики Минтимер Шаймиев заявил, что все эти вопросы «с представителями федерального центра» Казань обсуждает.
По словам экс-президента, на момент проведения съезда продолжался обмен мнениями, существовала надежда на то, что общий язык стороны найдут.
Однако через неделю после заявления Шаймиева представители федеральной власти в публичной риторике не объяснили судьбу настолько важного для татарской элиты документа.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков 12 июля на соответствующий вопрос журналистов ответил, что в скором времени будет сформулирована и озвучена позиция по данному вопросу.
Все возможные сроки, когда можно было считать, что договор действует, истекли в минувшую пятницу. В публичном пространстве по-прежнему царит тишина.
Судя по всему, несмотря на обращение татарских лидеров общественного мнения и непубличный лоббизм в пользу продления договора, на уступки Кремль не пошел.
Президентская должность в Татарстане сохранится до 2020 года
С разницей в несколько дней в середине июля издания «Коммерсант» и «РосБизнесКонсалтинг», ссылаясь на собственные источники, сообщили, что Кремль отказался сохранять договор об особых полномочиях Татарстана. Пост президента республики Татарстан в Москве готовы сохранить до 2020 года. На этот год запланированы следующие выборы руководства республики, но президента выбирать больше не будут.
На условиях анонимности в июле близкий к Кремлю собеседник сообщил журналистам Би-Би-Си, что соответствующая договоренность достигнута еще в конце апреля. Об этом договорились президент Путини Минтимер Шаймиев на встрече во время награждения экс-президента Татарстана званием Героя труда. Также в апреле хозяин Кремля встретился с действующим президентом Республики Рустамом Миннихановым.
Пресс-служба Кремля проинформировала, что одним из главных вопросов встречи был банковский кризис в Татарстане, вынудивший Центробанк отозвать лицензии нескольких крупных региональных банков.
Собеседник журналистов сообщил, что все представители Татарстана в федеральных органах власти (депутаты Госдумы и члены Совфеда) получили задачу в х прессе высказывать позицию Казани о целесообразности сохранения существующего договора между сторонами.
Депутаты Госсовета Татарстана 11 июля обратились к президенту Путину с просьбой о продлении договора между федеральными властями и регионом.
Спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин при общении с журналистами заявил, что лидеры республики призывают сохранить договор «чтобы не будоражить людей».
Представители экспертной среды тем временем констатируют, что постепенно договор, дававший когда-то республике большую самостоятельность, стал символическим документом.
Чего ожидать в будущем?
Еще с «парада суверенитетов» в 1992 году возник вопрос особого статуса – Татарстан и Чечня стали двумя республиками, которые отказались от подписания договора о федеративном устройстве страны. Через 2 года тогдашний российский президент Борис Ельцин и Минтимер Шаймиев поставили подписи под договором «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий».
В положениях документа Казани предоставлялось исключительное право на распоряжение землей, ресурсами, создание системы государственных органов. Региональные власти могли формировать бюджет, иметь свое гражданство и формировать отдельную международную политику.
Преемник Ельцина Путин последовательно выступал против чрезмерной самостоятельности региональных властей.
Через несколько месяцев после избрания на президентскую должность, в августе 2000 года несоответствие федеральных и местных законов хозяин Кремля сравнил с миной замедленного действия «которая должна быть изъята и уничтожена».
Затем Кремль начал борьбу за ликвидацию особых статусов. В 2003 году утвержден закон, гласивший, что все договора между Москвой и регионами должны быть переутверждены в формате федеральных законов.
Постепенно Татарстан начал лишаться некоторых символических прав. Антиконституционными были признаны положения о двуязычии президента республики и существовании отдельного «гражданства Татарстана».
На следующем этапе политическое представительство президента России в Поволжье включилось в борьбу с особым статусом республики. В то время полпредство возглавлял Сергей Кириенко.
При его участии разработан новый договор, предоставляющий Татарстану еще меньше полномочий. После длительных дискуссий подписание документа состоялось только в 2007 году.
Еще на 10 лет Казань получила право на самостоятельные решения по экономическим, экологическим, культурным и другим региональным особенностям «в сотрудничестве с центром».
Политтехнолог Аббас Галлямов утверждает, что формально окончание срока действия договора в отношениях Казани и Москвы ничего не изменит, поскольку сам текст договора утратил свой смысл уже давно.
Однако в данной ситуации Татарстан несет серьезное символическое поражение – республику демонстративно ставят в один ряд с другими российскими регионами.
На фоне недавнего банковского кризиса изменение статуса Татарстана может вызвать рост недовольства и раздражения Кремлем и руководством республики.
Источник: https://newsland.com/community/5652/content/chem-grozit-otsutstvie-dogovora-mezhdu-rossiei-i-tatarstanom/5952536
100-летие Татарстана в 2020 году: что здесь не так
На прошедшей неделе президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ «О праздновании 100-летия образования Республики Татарстан» в 2020 году. Это стало своего рода ритуальным одобрением аналогичного указа президента Минниханова, подписанного двумя годами ранее.
Вообще, на дату возникновения современного Татарстана вполне претендует сразу несколько дат, но согласно «официальной» версии этой датой суждено быть именно двадцать седьмому мая 1920 года, когда было издано постановление ВЦИК и Совнаркома РСФСР.
Нынешняя идеология пытается «примирить историю» путём выстраивания линии исторической преемственности по схеме «Российская империя → Советский Союз → Российская Федерация»
Однако почему же за официальную точку отсчета истории республики берётся именно советский этап? Ведь общеизвестно, что татарская нация имеет тысячелетний опыт государственного строительства.
И на территории современного Татарстана (и не только Татарстана) существовало несколько государств, созданных волго-уральскими татарами (не говоря уже о крымских татарах и татарах Западной Сибири — создателях Сибирского ханства).
Это сложный вопрос. И всё же попытаемся разобраться.
Сразу же стоит учесть один весьма важный нюанс. Дело в том, что нынешняя Российская Федерация провозглашена правопреемницой СССР.
Нынешняя официозная идеология пытается (пусть и довольно безуспешно) «примирить историю» путём выстраивания линии исторической преемственности по схеме «Российская империя → Советский Союз → Российская Федерация».
В этой «идеальной» картинке мира одновременно в довольно странной компании умещаются Николай II и Иосиф Сталин, ряженые казаки с хоругвями и празднование Дня Победы над нацистской Германией — победы, которую обеспечила политическая система, с которой 100 лет назад воевали идейные предшественники тех же самых «хоругвеносцев».
Несмотря на все эти стремления «скрестить ужа с ежом», попытки «примирить историю», из-за очевидной внутренней противоречивости все эти пропагандистские усилия обречены на провал — общество в массе своей их попросту не воспринимает. И поэтому во всей этой цепочке явно доминирует линия «Советский Союз → Российская Федерация».
Вот и неудивительно, что именно с советского периода, как с исторического старта, принято начинать точку отсчета многих ключевых вещей.
Даже в XXI веке у нас до сих пор принято 23 февраля отмечать как день «советской» армии, 10 ноября — как день «советской» милиции, а 12 апреля — как день «советской» космонавтики.
Разумеется, приставка «советский» ныне официально не употребляется, но она подразумевается сама собой, учитывая, что все эти праздничные даты возникли именно в советское время.
Так что отсылка к советскому периоду и в случае с празднованиями юбилеев национальных республик России представляется в этой логической цепочке вполне объяснимой. Помимо Татарстана аналогичные юбилеи собираются справлять и многие другие национальные республики РФ: кто-то чуточку раньше (как, например, Башкортостан — в 2019 году), кто-то — немного позже.
Существует множество альтернативных дат возникновения Татарстана
Однако, как уже было сказано выше, благодаря огромному историческому «багажу» татарской нации по части государственного строительства существует множество альтернативных дат возникновения Татарстана.
Если мы берём Казанское ханство (а ведь еще раньше существовала Волжская Булгария), не говоря уже о Золотой Орде, то вскрывается очевидный факт, что это было большое государство с территорией, в несколько раз превосходившей нынешний маленький Татарстан — государство с узко ориентированным национальным политическим наследием. Т.е.
Казанское ханство, по сути, являлось государством татар и других народов Поволжья и Приуралья, тогда как Золотая Орда была более имперски ориентированной.
В случае, если официальная история Татарстана брала бы свое начало с периода Казанского ханства, республика признавалась его правопреемницей, а это дало бы идеологическое обоснование расширению влияния на поволжские регионы. Конечно же, всем ясно, что это абсолютно не вписывается в нынешнюю практику красного Кремля централизации и замыкания всего и вся на Москве.
Флаги ТАССР (слева) и Татарстана
Дата суверенитета — 30 августа 1990 года — которую принято отмечать как государственный праздник День республики, не может приниматься за дату рождения Татарстана, т.к. тогда де-факто произошла всего лишь смена статуса республики.
Татарская Автономная Советская Социалистическая республика (ТАССР) превратилась Татарскую Советскую Социалистическую республику (ТССР), то есть из автономной она приравнялась по своему статусу к союзной, чего неоднократно пытались добиться многие поколения руководителей Татарстана в советский период — начиная с Мирсаида Султан-Галиева (за что он и был в свое время репрессирован). Изменение статуса не означает создания новой республики, поэтому преемственность с республикой, официально созданной в 1920 году, в данном случае безусловно сохраняется.
Если брать события революционного периода, то помимо собственно 1920 года за точку отсчета республики можно было бы взять несколько дат: например, 29 ноября 1917 года и 22 марта 1918 года.
Так, 29 ноября 1917 года был издан указ Национального Парламента тюрко-татар (Милли Меджлиса), базировавшегося в Уфе, о создании штата Идель-Урал и создании Коллегии по его осуществлению.
Источник: http://yutazy.ru/news/sotsialnyiy-rakurs/100-letie-tatarstana-v-2020-godu-chto-zdes-ne-tak
Изменения в конституции Татарстана: 2020 год – это крайняя дата существования второго президента в России — Региональные комментарии
С созданием рабочей группы, которая будет работать над изменениями в конституции республики, в том числе над переименованием должности президента республики, не все так однозначно и просто. Наверное, это проявление особого восточного менталитета, когда «да» не всегда означает «да», а объявление о начале каких-то работ, не означает, что эти работы начаты.
Здесь так же.
С одной стороны, есть ответ прокуратуры Республики Татарстан на запрос депутата горсовета Набережных Челнов Сергея Яковлева, где сказано, что в Государственном Совете республики создана рабочая группа по разработке закона «О Конституционной комиссии Республики Татарстан».
С другой стороны, в официальном сообщении пресс-службы республиканского парламента говорится иное. А именно, что в Госсовете ведется регулярный мониторинг и анализ законодательной базы Татарстана (в том числе и вопросов конституционного регулирования) на соответствие республиканских законов федеральным.
«Данная работа осуществляется в рамках парламентской Комиссии по мониторингу законодательства и правоприменительной практики, которая наделена соответствующими полномочиями. На этом этапе работы Комиссии по совершенствованию норм правового регулирования не требуется принятия каких-либо специальных законов».
То есть, никаких новых комиссий нет, и подготовка никаких новых законов не ведется. При этом сам факт необходимости приведения регионального законодательства в соответствие с федеральными нормами не оспаривается. Здесь есть несколько важных моментов.
Во-первых. Это участие прокуратуры в данном вопросе.
Это уже не первый случай в последнее время, когда именно органы прокуратуры выступают инициаторами приведения нормативных требований, действующих в Республике Татарстан в соответствие с федеральными. Вспомним хотя бы ситуацию с обязательным преподаванием татарского языка в школах.
Здесь тот же подход. Запрос в прокуратуру – оттуда оперативная реакция в фарватере общегосударственной политики. Руководство прокуратуры не зависит от избирателей, и может не обращать внимания на националистические настроения. Парламент же вынужден заигрывать и с этой частью общества. Отсюда разница в высказываниях.
Во-вторых. Это общий рост активности по законотворческой работе в республике. Так, в начале февраля по инициативе председателя Госсовета Татарстана Фарида Мухаметшина стартовал парламентский проект «Пишем законы вместе!», призванный привлечь население к законотворческому процессу.
И это очень симптоматично. Теперь инициаторами непопулярных у части общества законопроектов (в частности, переименования должности главы региона с «Президент» на какой-то иной вариант) может быть не тот или иной конкретный депутат, а представители широких масс общественности.
Это очень удобно и политкорректно.
Таким образом, процесс можно считать запущенным, но запущенным «по большому кругу». Происходящее является последовательной политикой по выравниваю юридических основ взаимодействия федерального центра и регионов.
Для Татарстана она означала и приведение в соответствие с федеральными нормами региональных правил преподавания национального языка в школах, и отказ пролонгировать договор о разграничении полномочий с федеральным центром, срок действия которого истек летом 2017 года.
Республика Татарстан была последним субъектом федерации, где такой договор сохранялся. В свое время, при Борисе Ельцине, и его политике: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить», таких договоров было подписано несколько десятков. Постепенно их количество снижалось.
До 2017 года дожил один – с Республикой Татарстан. Теперь и он ушел в историю.
То есть работа идет достаточно давно и последовательно.
Это никак не связано ни с выборами президента Российской Федерации, ни с событиями в северокавказских республиках, ни с возможной новой региональной экономической политикой.
Это же касается и вопроса названия должности главы республики и высшего должностного лица, возглавляющего систему исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации – Республики Татарстан.
Есть сформулированная позиция, что называться эта должность «Президент» дальше не должна. Но произойти данное изменение должно максимально бесконфликтно. Конечно, настолько, насколько это возможно в данной ситуации. Удобнее всего это сделать при проведении новых выборов главы республики.
И у федерального центра есть все рычаги, чтобы настоять на таком сценарии. Рычаги и экономические. Институты экономической самостоятельности Татарстана все более и более ослабевают. Рычаги и политические.
Все меньше и меньше остается юридических основ для политической исключительности элиты Татарстана. Пока что новые выборы главы республики намечены на 2020 год.
И в этих условиях президентская должность в Республике Татарстан просуществует еще два года.
Но никто не отменял в нашей стране возможность досрочных выборов. По этому пути уже пошли ряд не менее значимых субъектов РФ. К таким прогнозам подталкивает и начавшаяся в СМИ кампания по обсуждению приемников Рустама Минниханова. Так что 2020 год – это крайняя дата существования в Российской Федерации второго президента. Но все может произойти и раньше.
Источник: http://regcomment.ru/regions/tatarstan/izmeneniya-v-konstitutsii-tatarstana-2020-god-eto-kraynyaya-data-sushchestvovaniya-vtorogo-prezident/
Татарстан и его президент: караул устал?
Смена руководства в национальных республиках России, активно проходившая в 2017 году (в Удмуртии, Марий Эл, Дагестане), по-видимому продолжится. Об этом еще в феврале сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
При этом отметим: ни в Марий Эл, ни в Удмуртии, ни в Дагестане при смене главы региона национальность нового главы совершенно не учитывалась. И ни к каким волнениям или недовольству населения, как предсказывали местные националисты, это не привело. Таким образом, стало очевидным, что руководствоваться этноцентризмом в кадровых вопросах — явный анахронизм советского менеджмента.
Учитывая вышесказанное, у наблюдателей в «самой благополучной республике» — Татарстане неизбежно возникает вопрос, можно ли ожидать подобного здесь? В 2020 году завершается второй срок правления президента Татарстана Рустама Минниханова. Однако прежняя, шаймиевская элита, во многом оставшаяся на ключевых постах в республике, продолжает ощущать себя на особом положении, позиционируя Татарстан своеобразным «государством внутри государства».
Этот «спящий» сепаратизм в Татарстане до сих пор холят и лелеют. В частности, на справедливое требование привести конституцию республики в соответствии с федеральным законодательством и сегодня отвечают, что менять ее не собираются.
Понятно, что за этими чванливыми заявлениями кроется желание сохранить собственные капиталы и возможности обогащения.
Но Россия сегодня — это не Россия периода Бориса Ельцина, больше напоминавшая тогда Русь эпохи феодальной раздробленности с удельными княжествами.
По мере того, как внешнеполитическая ситуация обостряется, внутренняя политика в России все больше требует безусловной исполнительности и жесткой субординации.
Однако в данном случае Рустаму Минниханову, который за последнее время сделал немало заявлений о личной лояльности федеральному центру и неразрывной связи республики с Россией, в своей республиканской «элите» не на кого опереться.
У него нет «личной гвардии», как например, у главы Чечни Рамзана Кадырова, а население Татарстана, которое с 2017 года попало под банковский кризис, особой симпатии к президенту не имеет.
В «элите» же Татарстана, которую политологи именуют емким термином «этнократия», доминируют «птенцы гнезда Шаймиева», т. е.
все те, кто сделали карьеру в период правления первого президента, а ныне госсоветника Татарстана Минтимера Шаймиева, чем-то обязанные ему, а также обычные националисты, до сих пор ностальгирующие по недавним годам «суверенитета республики», либо даже о временах Казанского ханства.
Естественно, что таким кадрам все заявления «о неразрывной связи с Россией» кажутся, мягко говоря, неумными.
Таким образом, нельзя исключать, что если Минниханов «уйдет на повышение» в Москву, то сохранивший свое влияние в республике Шаймиев постарается ради сохранения капиталов семьи (все дети, внуки и родственники Минтимера Шаймиева — крайне успешные бизнесмены) поставить во главе Татарстана своего человека.
Поэтому, когда завершится второй срок правления Минниханова, в Татарстане возможны несколько вариантов развития событий.
Первый вариант, на который, возможно, рассчитывает действующий глава республики, — это переизбрание на третий срок.
Положения Конституции Татарстана такое позволяют: еще Минтимер Шаймиев, будучи президентом, добился отмены пункта о двух допустимых сроках правления и в 2001 году избрался президентом в третий раз.
Федеральное законодательство также не ограничивает: например, губернатор Белгородской области Евгений Савченко находится в своей должности аж с 1993 года.
Второй вариант — это уход Минниханова на повышение и попытка «клана Шаймиева» выдвинуть своего человека на пост главы республики. Сейчас наиболее вероятная кандидатура — нынешний мэр Казани Ильсур Метшин. Он активно готовит почву.
Например, стремится протолкнуть своих людей в республиканские ведомства — как только происходит смена какого-нибудь министра, ему в заместители приходят чиновники из исполкома Казани.
Недавний пример — Министерство образования и науки Татарстана, где одним из первых заместителей министра поставили Ильсура Хадиуллина, ранее возглавлявшего Управление образования исполкома Казани.
Второй кандидат — нынешний руководитель аппарата президента Асгат Сафаров. Бывший глава МВД республики, карьерный взлет которого произошел после работы в службе охраны Минтимера Шаймиева.
Конечно, скандал 2012 года с пытками в казанском ОП «Дальний», после которого Сафаров вынужден был подать в отставку, оставил неизгладимый след в послужном списке. Однако вскоре бывшего министра сделали вице-премьером.
Это значит, что Сафаров остался важной частью «шаймиевской команды», а его нынешняя активность по организации различного рода структур и привлечению доверенных кадров (например, в феврале при АП Татарстана было вновь создано Информационно-аналитическое управление и даже у пресс-секретаря Минниханова появилась заместитель — прим. EADaily ) — лишнее доказательство сохранившихся карьерных амбиций.
Однако приход одного из «шаймиевских» кадров — это возврат к позавчерашнему дню: возврат к кумовству, коррупции, национализму, боданиям с федеральным центром. Насколько все это нужно Москве?
Сохранять подобный режим в одном из регионов Поволжья — стратегической зоны ответственности Центрального военного округа — крайне недальновидно. В условиях нарастания геополитических угроз из Средней Азии и политического противостояния с Западом идти на подобные риски невозможно.
И потому наиболее реалистичным может оказаться третий вариант развития событий — это назначение «варяга», т. е. человека, не связанного с местными кланами, «человека со стороны», скорее всего, из силовых структур. Тут возможны два сценария: это может быть человек, который когда-то работал в республике, но ушел на повышение, либо тот, кто вообще не имеет отношения к Татарстану.
Есть несколько наглядных примеров, как происходила смена власти в национальных республиках по «варяжскому» сценарию.
Так, в 2010 году в Башкирии при всем, казалось бы, могуществе Муртазы Рахимова его безоговорочно отправили в отставку, заменив Рустэмом Хамитовым, который хоть и имел отношение к республике (в 1996—1999 годах занимал пост главы МЧС — прим.
EADaily), но затем делал карьеру в Москве. Сегодня республика стабильно развивается, сообщений о межнациональных конфликтах, коррупционных скандалах (за исключением тех, что тянутся еще «от Муртазы») нет.
Возможен и более свежий пример. Это случай Дагестана, где нынешний его руководитель, генерал-полковник МВД Владимир Васильев не только никогда не работал с этой республикой, но даже по национальному признаку не принадлежит ни к аварцам, ни даргинцам, ни к одному другому из народов Дагестана.
А ведь не так давно бытовало мнение, что в национальную республику следует назначать главой только того, кто принадлежит к «титульной нации»… В случае с Васильевым примечательно то, что он, не будучи связан традициями, семейными, деловыми связями с дагестанской «элитой», погрязшей в коррупции, спокойно и методично начал ее «зачищать».
И эти действия нового главы Дагестана встретили положительные отклики среди широких слоев населения.
Пойдет ли федеральный центр на подобный кадровый эксперимент в Татарстане? Это вопрос недалекого будущего. Причем при нынешней стремительности развития событий может случиться так, что ждать 2020 года никто не станет.
Айдар Мубаракзянов, политолог
Источник: http://allpravda.info/tatarstan-iego-prezident-karaul-ustal-60886.html