Фз о гражданстве в 2020 году — закон, последняя редакция, правовое положение иностранных лиц и без

ФЗ О гражданстве в 2020 году - закон, последняя редакция, правовое положение иностранных лиц и без ФЗ О гражданстве в 2020 году - закон, последняя редакция, правовое положение иностранных лиц и безФедеральный закон № 115-ФЗ

Федеральный закон 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принятый 25.07.2012 и с тех пор не единожды дополнявшийся, затрагивает важные вопросы правового и юридического положения зарубежных подданных в России.
Основные темы закона – взаимоотношения иностранцев и российских органов власти, которые возникают при их пребывании или жизни на территории РФ.

Правила пребывания иностранцев затрагивают и вопросы их трудоустройства, устанавливают правила регистрации и передвижения по территории России, избирательные права и процедуру оформления приглашения в страну.
Цель статьи – осветить вопросы, которые регулируются ФЗ № 115 и дать краткую характеристику основным его положениям.

Режимы пребывания иностранцев на территории РФ

ФЗ О гражданстве в 2020 году - закон, последняя редакция, правовое положение иностранных лиц и безРежимы пребывания иностранцев на территории РФ

ФЗ 115-ФЗ устанавливает 3 законных режима пребывания иностранных лиц в России:

  • Постоянное проживание, ВНЖ – выдается зарубежным гостям, которые имеют РВП в России и живут по нему уже минимум один год. Продолжительность ВНЖ – 5 лет.
  • Временное проживание, на которое дает право РВП. Его срок ограничен 3-мя годами и выдается оно на основе квоты. Квота разрабатывается Правительством РФ на ежегодном собрании и представляет собой лимит на выдачу РВП для конкретных субъектов РФ. Право на получение РВП вне рамок квоты имеют только особые категории, прописанные в законе.
  • Временное пребывание – ограниченное пребывание в России (на срок визы или на 90 дней для безвизовых граждан). Пребывание можно продлить на один год, если иностранец получил трудовой договор или рабочий патент.

ФЗ 115 с последними изменениями о трудовой деятельности иностранцев

ФЗ О гражданстве в 2020 году - закон, последняя редакция, правовое положение иностранных лиц и безФЗ 115 с последними изменениями о трудовой деятельности иностранцев

Для того чтобы трудиться на территории России, иностранцам требуется получить особое разрешение.

Оно выдается как гражданам, приехавшим в страну по визе, так и некоторым другим категориям мигрантов. Разрешение позволяет работать в России в течение определенного времени.

Инфо

Иностранцам, приехавшим из безвизовых стран, работать в России позволяет патент на трудовую деятельность, им не требуется разрешение.

Для граждан, прибывших из стран, с которыми заключен договор о безвизовом режиме, срок пребывания в России ограничен тремя месяцами (90 дней) суммарно за каждый период в 180 дней, если не будут нарушены правила продления. Продлить срок можно максимум на один год, если иностранец получил трудовой патент (Федеральный закон 115 статья 5, пункт 5).

По закону 115 ФЗ, чтобы получить патент, иностранец обязан в течение первых 30-ти дней после въезда в Россию подать в орган ФМС документы:

  1. Заявление на выдачу патента;
  2. Карточка миграционного учета, где должна быть указана цель приезда;
  3. Сертификат о прохождении экзамена по русскому языку, истории и основным законодательным нормам;
  4. Регистрация по месту проживания. Если документ не предоставить, миграционный орган вправе запросить эту информацию самостоятельно;
  5. Удостоверение личности иностранца (например, иностранный паспорт);
  6. Страховой медицинский полис;
  7. Медицинские справки о том, что гражданин не болеет опасными заболеваниями, в том числе СПИДом;
  8. Квитанция об оплате штрафа за просрочку подачи заявления (30 дней).

Срок пребывания в России продлевается как при получении патента, так и при его продлении. При конце срока патента иностранец обязан покинуть пределы России.

Закон РФ 115-ФЗ о получении иностранцами сертификата на владение русским языком

ФЗ О гражданстве в 2020 году - закон, последняя редакция, правовое положение иностранных лиц и безЗакон РФ 115-ФЗ о получении иностранцами сертификата на владение русским языком

Изменения 115 закона от 1 января 2015 года постановили иностранцам, которые желают получить в России ВНЖ, РВП или патент, сдать экзамен на владение русским языком, историей и гражданским законодательством.

Доказательством о свободном владении русским служат:

  • Аттестат о среднем образовании, который был выдан в СССР до 01.09.1991 года;
  • Образовательный документ, подтверждающий прохождение государственной аттестации в России с 1 сентября 1991 года;
  • Сертификат, выданный специальными подготовительными центрами при органах миграции.

От прохождения экзамена освобождены некоторые категории иностранцев:

  • Лица до восемнадцати лет;
  • Иностранцы женского пола до 60-ти лет и мужского – до 65-ти лет;
  • Частично или полностью недееспособные иностранные граждане.

Подтверждение знаний не требуется от высококлассных специалистов и иностранцев, занимающихся журналистской деятельностью в специальных СМИ, выпускающих издания на зарубежном языке.

Внимание

Не требуется подтверждение и иностранцам, которые приехали в Россию для обучения в государственных ВУЗах, профессиональных колледжах и институтах.

Изменения 115 Федерального закона от 01.01.2016 года

ФЗ О гражданстве в 2020 году - закон, последняя редакция, правовое положение иностранных лиц и безИзменения 115 Федерального закона от 01.01.2016 года

Последние по времени изменения и дополнения Закона № 115-ФЗ внесли в него ряд существенных изменений. В частности:

  • Вопросы об образовании иностранцев в России;
  • Вопросы медицинского подтверждения отсутствия у иностранца опасных вирусных и инфекционных заболеваний;
  • Вопросы о сроках пребывания иностранцев;

1 пункт 5 ст. ФЗ дополнился новым абзацем о непрерывности пребывания безвизовых иностранцев в России, он был установлен в 90 дней. В 1-ый пункт статьи 6.1  о предъявлении медицинской справки об отсутствии ВИЧ для лиц, въезжающих на территорию РФ, добавлена отсылка к Федеральному закону № 38 «О предупреждении распространения ВИЧ-инфекции».

Изменения коснулись вопроса об образовании иностранцев. В п. 1 статьи 17 было записано, что отныне иностранный гражданин может обратиться в органы миграции с просьбой продлить срок нахождения в России на срок обучения. Изменения коснулись и уточнения формулировки «получение образования», теперь это относится только к очной и очно-заочной форме.

Внимание

Разъяснения похожего характера изложены в дополнении к п. 4 ст. 17, где говорится о возможности пребывания на территории РФ при продолжении обучения.

Последние дополнения ФЗ РФ 115 связаны с приведением текста к единообразному пониманию, вне зависимости от трактовок. За 2015 год закон № 115 ФЗ претерпел три изменения, что говорит о том, что он востребован в настоящее время. Значимые законы неизбежно должные приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям и постоянно шлифоваться.

Данные социологических исследований говорят о том, что в ближайшие десятилетия доля российского трудоспособного населения будет постепенно уменьшаться. Это неминуемо приведет к увеличению миграции и общей доли иностранцев на рынке труда РФ. Чем быстрее закон будет реагировать на изменяющиеся условия, тем лучше будут защищены права иностранных лиц и лиц без гражданства.

Об авторе

Загрузка…

Источник: https://Grajdanstvo-Ru.ru/federalnyj-zakon-115.html

Фз 62 о гражданстве в российской федерации — основные положения

ФЗ О гражданстве в 2020 году - закон, последняя редакция, правовое положение иностранных лиц и без

Согласно закону об учете иностранных граждан и лиц без гражданства, все мигранты, прибывающие на территорию России, должны в установленный срок встать на учет по месту своего фактического нахождения. Рассмотрим подробнее порядок оформления данной процедуры, ее главный принцип, что говорит о миграционном учете федеральный закон и как происходит прием в гражданство РФ.

Фз российской федерации о гражданстве российской федерации

Законопроект № 109-ФЗ о миграционной регистрации иностранных субъектов и свободных лиц, не имеющих гражданства, был принят Госдумой 30 июня 2006 года, одобрен Собранием Федерации и подписан Владимиром Путиным в начале июля того же года. Официальной датой введения закона в действие является 15 января 2007 г. Данный документ регулирует усе сведения, касающиеся передвижения мигрантов из других стран и по территории России, в том числе:

  • въезд в РФ;
  • передвижения с целью изменения места присутствия;
  • выезд за пределы Федерации.

Что включает в себя учет иностранных граждан? Первостепенно – это регистрацию мигрантов по фактическому месту жительства, а также сбор и обработку всех сведений, касающихся прибывших в Россию иностранных граждан.

О гражданстве фз 62 с последними изменениями, скачать:

Федеральный акт № 62-ФЗ был принят Правительством 19 апреля 2002 года. С тех пор в его текст были внесены множество поправок и изменений, прежде чем законопроект приобрел тот вид, которым мы пользуемся сейчас и скачать который с изменениями, поправками и дополнениями можно бесплатно по ссылке:

Данный документ содержит основные понятия подданства Российской Федерации, а также является сводом правил, регулирующих данный процесс. В частности, в законе описываются основания и условия для приема иностранных граждан в наше государство и предоставление им гражданства России, а также порядок приема соответствующих заявлений и взимания казенного налога и консульских взносов.

Федеральный закон 109 о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства РФ в текущем году был несколько дополнен и расширен, поэтому теперь любой вопрос, возникающий в момент оформления документов может быть разрешен путем применения соответствующей статьи.

ФЗ О гражданстве в 2020 году - закон, последняя редакция, правовое положение иностранных лиц и без

ФЗ об иностранцах и лицах без гражданства — порядок предоставления им гражданства РФ

Законодательство ФЗ № 109 предусматривает решение сразу нескольких вопросов:

  • о предоставлении иностранным гражданам права воплотить в жизнь свои права и свободы;
  • о правовом статусе и положении мигрантов;
  • предотвращает, так называемую, преступную миграцию и тем самым обеспечивает порядок в государстве;
  • обеспечивает систематизацию информации о передвижении иностранцев в пределах РФ.
Читайте также:  Госпрограмма льготного автокредитования в 2020 году - список, условия, банков, многодетным, первый

Данный государственный закон также устанавливает правила, позволяющие лицам из других держав спокойно и вольно передвигаться по территории России. Однако на иностранных граждан возложены и некоторые прямые обязанности.

Так, в случае если житель другой страны проживает в жилом помещении на территории Федерации, принадлежащем ему на законных собственнических правах либо правах аренды, то он должен зарегистрироваться в местном отделе миграции МВД.

В противном случае на него может быть наложен административный штраф.

Статья 14 закона о гражданстве — основные моменты, документы

Статья 14-я ФЗ №109 в редакции от 11.11.2003 года содержит информацию о порядке приема иностранных лиц в российское подданство по упрощенной схеме. Согласно статье 14, совершеннолетние и дееспособные иностранцы, а также субъекты без паспорта вправе подать заявление с просьбой принять их  и оформить гражданство РФ в упрощенном порядке.

Итак, имеют право на получение паспорта гражданина РФ в упрощенном порядке по последней редакции закона 62:

  • лица, имеющие на территории России хотя бы одного родителя – уроженца РФ;
  • родившиеся на территории бывшего СССР и имевшие его гражданство;
  • состоят в браке с российским подданным на протяжении не менее одного года;
  • имеющие малыша, являющегося уроженцем РФ;
  • недееспособные родители, которых забрали к себе трудоспособные сын либо дочь – граждане РФ и еще целый ряд факторов.

Прием в гражданство в РФ в упрощенном порядке часть 4 статья 14

В части 4 статьи 14 Федерального закона № 62 говорится, что уроженцы других государств и лица без подданства, которые прежде имели паспорт СССР и которые прибыли та территорию РФ из стран СНГ и зарегистрированные в РФ по состоянию на 1.07 2002 г., могут принять подданство России по упрощенной схеме. список документов для них будет несколько проще, так как доказывать собственное происхождение не придется, достаточно будет принести заверенную копию паспорта родителя.

ФЗ 109 о миграционном учете иностранных граждан и лиц без подданства РФ

ФЗ № 109 регламентирует следующие возможности для муниципальной миграционной службы МВД:

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • 8 (800) 350-83-59 — все регионы РФ.
  • регистрацию жителей других стран по их месту проживания в РФ;
  • учет присутствия иностранцев;
  • сбор и отправка сведений о мигрантах в отдел статистики;
  • проставление соответствующих отметок в таких документах, как вид на жительство, временное разрешение для проживания и так далее.

Источник: https://ogic.ru/zakony/fz-62-o-grazhdanstve-v-rossijskoj-federacii-osnovnye-polozheniya.html

Информация для граждан о реализации статей 41.2 и 41.3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»

Информация для граждан о реализации статей 41.2 и 41.3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», направленных на урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации по состоянию с момента реализации по 1 марта 2017 года УФМС России по г. Москве

Федеральным законом от 12 ноября 2012 года № 182-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», направленные для урегулирования правового статуса лиц, ранее имевших гражданство бывшего СССР, документированных паспортами гражданина Российской Федерации, впоследствии признанных полномочным органом выданными необоснованно, не имеющих (имеющих) гражданство иностранного государства, а также прибывших для проживания на территорию Российской Федерации до 1 ноября 2002 года и проживающих до дня обращения с заявлением о приёме в российское гражданство. Федеральным законом от 19 ноября 2016 года № 462-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», действия вышеуказанных норм приобретения гражданства Российской Федерации продлены до 1 января 2020 года.

С начала реализации вышеуказанных норм Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» признано (ст.41.2) гражданами Российской Федерации 333 человек, принято (ст.41.

3) в гражданство Российской Федерации 422 человек, из них лиц, получивших паспорт гражданина РФ до 1 июля 2002 года — 376.

На период рассмотрения заявлений о признании гражданином РФ и приеме в гражданство РФ выдано 218 документов, удостоверяющих личность, содержащих указанные заявителем персональные данные и фотографию.

Наибольший процент заявителей составляет возраст от 18 до 60 лет. (98%). По показателю занятости преобладает работающее количество человек (90%), с высшим образованием – 49%.

Преобладающими странами исхода являются Республика Грузия, Азербайджанская Республика, Армения и Узбекистан.

Количество лиц, проживающих на территории гор. Москвы, в том числе фактически, с неурегулированным правовым статусом, к которым не могут быть применены вышеуказанные нормы Федерального закона на 1 марта 2017 года – 567 человек.

  • В указанных случаях нормы Федерального закона не могут быть применены, так как указанные лица впервые получили паспорт гражданина Российской Федерации после 1 июля 2002 года, прибыли на территорию России после 1 ноября 2002 года, либо родились после 5 сентября 1991 года и не состояли в гражданстве СССР.
  • Учитывая, что количество лиц, в отношении которых могут быть применены вышеуказанные нормы Федерального закона, составляет значительное количество, а так же социальную значимость решения проблемы урегулирования правового статуса отдельных категорий граждан, отделом и структурными подразделениями приняты меры по организации доведения до сведения данной категории граждан о порядке и условиях приобретения гражданства Российской Федерации.
  • Пресс-служба ГУ МВД России по г. Москве

Версия для печати

Источник: https://zao.mos.ru/security-and-law-and-order/detail/5396517.html

Современное состояние правового положения иностранных граждан в Российской Федерации

Нестеров М. А. Современное состояние правового положения иностранных граждан в Российской Федерации // Новый юридический вестник. — 2017. — №1. — С. 115-117. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/66/2452/ (дата обращения: 22.10.2019).



Современные международные отношения предполагают под собой взаимодействие граждан разных государств в гражданско-правовой сфере, отношения которой, в данном случае осложнены иностранным элементом.

В связи с чем, может возникать ряд дискуссионных вопросов касательно статуса и правового положения иностранного гражданина на территории Российской Федерации.

В данной статье рассматриваются отдельные моменты правового положения иностранных граждан в России, проблемы, связанные с этим, а также предполагаются возможные пути решения.

Ключевые слова: иностранные граждане, иностранцы, суверенитет, правовое положение, ограничения

Current international relationships are meant to have correspondence between people in legal sphere throughout the whole world.

These relationships could raise some disputable issues in the field of legal status of foreigners at the territory of the Russian Federation.

The following article enlightens some sufficient problems concerning legal status of foreigners in the Russian Federation and offers some possible ways to solve them.

Key words: foreign, foreigners, sovereignty, legal status, restrictions

В Российской Федерации правовое положение иностранных граждан регулируется федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Кто является иностранным гражданином, согласно закону? В статье второй закреплено, что иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) другого государства.

[1] Из смысла данной статьи становится понятно, что иностранный гражданин не связан с Российской Федерацией таким институтом, как институт гражданства, то есть у иностранного гражданина отсутствует устойчивая политико-правовая связь с Российской Федерацией.

Суть заключается в том, что у иностранного гражданина отсутствует именно устойчивая правовая связь, так как зачастую нахождение в России подпадает под категории «временного пребывания» или «временного проживания», которые в свою очередь ограничивают правоспособность иностранцев на территории РФ в определенной мере.

В то же время, статья 4 вышеупомянутого закона гласит, что иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных законодательством. Какие же ограничения предусмотрены для иностранных граждан в РФ?

Прежде всего, стоит разобраться, каким образом определяется личный закон физического лица в Российской Федерации. Согласно ст. 1195 ГК РФ, личным законом для иностранных граждан является закон той страны, гражданами которой они являются.

Также имеется оговорка, что в случае если иностранец проживает (имеет место жительства) на территории России, то к нему будет применяться российское право. [2] Но какое право следует применять к иностранным гражданам нелегально находящимся на территории РФ? Все тот же ФЗ № 115 в ст.

33 содержит, положения о том, что иностранцы, незаконно находящиеся на территории РФ подлежат учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

Читайте также:  Как оплачивается больничный по беременности и родам в 2020 году - безработным, если декрет, пример, заполнение, образец

В статье также сказано, что лицо, нарушившее законодательство РФ, будет привлечено к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Незаконное пересечение государственной границы, в соответствии с уголовным законодательством РФ, является уголовно наказуемым деянием [3], следовательно, данные субъекты попадают под юрисдикцию российского права.

Иностранные граждане обладают рядом личных, культурных, политических и социально — экономических прав. Начнем с некоторых ограничений касательно политических прав и свобод. Согласно ст.

31 Конституции Российской Федерации «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования».

[4] Из формулировки данной статьи можно сделать вывод, что право мирных собраний, митингов, демонстраций и пикетирований принадлежит исключительно гражданам РФ, то есть лицам, имеющим устойчивую политико-правовую связь с Россией, но в то же время, ограничения в отношении запретов на собрания для иностранцев отсутствуют в иных нормативных правовых актах. Следовательно, иностранные граждане, по тем или иным причинам, находящиеся в Российской Федерации, имеют право на собрания. Налицо, правовая коллизия, так как, если обращаться к положениям Всеобщей декларации прав человека, то там можно найти положение, гласящее: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций». [5] То есть, право на собрания не зависит от гражданства. К тому же в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закреплено, что «Общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Из существа данной статьи становится понятно, что международные нормы превалируют над национальным законодательством, а, следовательно, иностранные граждане имеют право на мирные собрания, митинги, демонстрации и пикетирования.

Кто в данном случае не прав, национальный законодатель или субъекты международных отношений, принявшие соответствующую декларацию, относительно данного положения? Подобный пример наглядно иллюстрирует неточности некоторых положений законодательства, которые могут приводить к «неприятным последствиям».

В январе 2016 года Госдума РФ приняла к рассмотрению законопроект, который предлагает ввести запрет для иностранцев и лиц без гражданства на участие в митингах, акциях и других подобных мероприятиях.

В пояснительной записке говорится о том, что цель данного законопроекта — укрепить общественную безопасность и порядок при проведении массовых мероприятий. По словам политиков «необходимо ограничить присутствие иностранных граждан при выражении и формировании общественного мнения».

Как можно «оправдать» данный законопроект? Член партии «Единая Россия» Евгений Федоров заявил следующее: «Митинги — как выборы: на них вправе изъявлять волю только российские граждане».

Получается, что государство открыто выступает за ограничение в правах иностранных граждан, при чем за существенные ограничения, которые противоречат положениям международного права.

Что же касается прав собственности на недвижимое имущество относительно иностранных граждан? Здесь мы снова сталкиваемся с рядом определенных ограничений. В целом законодательство РФ позволяет иностранным гражданам приобретать недвижимость в собственность, за рядом некоторых исключений.

В Земельном кодексе в ч. 3 ст. 15 содержится положение, запрещающее иностранным гражданам и лицам без гражданства иметь в собственности земельные участки на приграничных территориях.

[6] Но на каком же основании власти делают исключение в виде запрета на владение земельными участками именно на приграничных территориях?

В официальных х к Земельному кодексу указано следующее: «указанное правовое регулирование имеет целью обеспечить суверенные права Российской Федерации на все ее природные богатства и ресурсы, защитить интересы российской экономики в переходный период, гарантировать российским гражданам и юридическим лицам относительно равные условия конкуренции с иностранным капиталом и тем самым — реализацию ими конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». [7]

Тем не менее, несмотря на, казалось бы, явную обоснованность, данное положение Земельного кодекса стало темой рассмотрения в Конституционном суде на предмет соответствия Конституции РФ. Тщательно изучив данную норму, Конституционный РФ постановлением от 23.04.2004 подтвердил конституционность п.3 ст.15 ЗК РФ. [8]

Касательно административной, управленческой деятельности и государственной службы, иностранцам закрыт доступ на посты в органы полиции, налоговые органы, судебные органы.

С этими положениями не стоит спорить и не соглашаться, так как работа в данных сферах зачастую связана с посвящением людей в государственную тайну, что, конечно же, недопустимо для иностранных граждан и лиц без гражданства.

К тому же при работе в государственных структурах служащие сталкиваются с рядом проблем, которые зачастую могут решить исключительно граждане страны.

Подводя итог, можно сказать, что ограничения относительно избирательных прав и права занимать государственные посты в отношении иностранных граждан вполне оправданы и не кажутся нарушающими их права и интересы именно как не граждан государства. В то же время законопроект о запрете мирных собраний и митингов остался лишь проектом и соответствующий закон не был принят.

Литература:

  1. См: Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ;

Источник: https://moluch.ru/th/9/archive/66/2452/

Статья 34. Страхование иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Комментарий к статье 34 ФЗ “Об организации страхового дела в Российской Федерации”

  1. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающих в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, осуществляется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

Согласно указанному Закону иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. При этом в целях данного Закона понятие “иностранный гражданин” включает в себя понятие “лицо без гражданства”, за исключением случаев, когда для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан. Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

На сегодняшний день единого документа, предусматривающего условия страховой защиты иностранных граждан на территории России, не принято, не содержит таких положений и Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

Однако отсутствие подобного акта отнюдь не умаляет правового положения указанных лиц, поскольку условия страхования определяются нормами соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих отдельные виды страхования.

В частности, речь идет об обязательном страховании: медицинском, пенсионном страховании, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Федеральный закон об ОМС допускает отнесение к застрахованным лицам иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”), а также лиц, имеющих право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 “О беженцах”, при условии, что они относятся к одной их перечисленных в ст. 10 ФЗ об ОМС категорий (т.е. работают по трудовому договору, обучаются по очной форме обучения и т.д.).

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (ст.

19) право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации.

Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством РФ.

Следует отметить, что определение понятий “постоянно проживающий” и “временно пребывающий” иностранный гражданин содержится в ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

Читайте также:  Срок исковой давности по алиментам в 2020 году - неустойки, после 18 лет, на ребенка для отца, какой в россии

Согласно данной статье к постоянно проживающим в России иностранным гражданам относятся лица, получившие вид на жительство.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В настоящее время в сфере медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства и предоставления им медицинской помощи являются действующими (с учетом соответствующих изменений, произошедших в законодательстве): Постановление Правительства РФ от 6 марта 2013 г.

N 186 “Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации”, Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 г.

N 1488 “О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации”; Приказ Минздрава от 6 августа 1999 г.

N 315 “О Минимальном перечне медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации”, а также ряд других документов.

В письме Минздравсоцразвития РФ от 26 января 2010 г. N 20-1/253427 содержатся исчерпывающие разъяснения о порядке обязательного медицинского страхования временно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28 февраля 2011 г. N 158н “Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования” предусматривает, что постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства полис ОМС выдается без ограничения срока действия.

Лицам, имеющим право на получение медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 “О беженцах”, полис выдается на срок пребывания, установленный в соответствующих документах.

Временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства полис выдается на срок действия разрешения на временное проживание.

Письмо ФСС РФ от 6 февраля 2003 г. N 02-18/07-832 содержит разъяснения в отношении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний иностранных граждан и лиц без гражданства. В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г.

N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” действие этого Закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Таким образом, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, помимо российских граждан, также иностранные граждане и лица без гражданства, выполняющие работу на основании трудового договора либо гражданско-правового договора на территории Российской Федерации.

  1. Отдельного внимания заслуживает вопрос пенсионного страхования иностранных лиц и лиц без гражданства, временно пребывающих и постоянно проживающих на территории России. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании” застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, при условии, что они попадают под одну из указанных в ст. 7 данного Закона категорию (например, работают по трудовому или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, и т.д.).

Страхователи, указанные в ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г.

N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании”, в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному данным Законом для граждан Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в зависимости от года рождения указанных застрахованных лиц.

Страхователи, указанные в ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г.

N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании”, в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”), временно проживающих на территории Российской Федерации или временно пребывающих на территории Российской Федерации и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному данным Законом для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц.

Таким образом, иностранный гражданин, работающий на территории Российской Федерации, является застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию и на выплаты, производимые в его пользу, должны начисляться взносы на обязательное пенсионное страхование только в том случае, если указанный иностранный гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего на территории РФ (см. также письмо УФНС по г. Москве от 31 мая 2010 г. N 16-15/055015@).

  1. Применительно к комментируемой статье следует отметить Соглашение от 19 ноября 2010 г. “О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей” (ратифицировано Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 186-ФЗ), в ст. 11 которого предусмотрено, что социальное обеспечение (социальное страхование), кроме пенсионного, трудящихся мигрантов осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Уместно рассмотреть в комментируемой статье также информацию ФСС РФ от 3 марта 2011 г., касающуюся вопроса о порядке обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации.

Согласно п.

2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 N 4 “О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий” (далее – решение) трудовая деятельность гражданина государства выезда на территории государства трудоустройства регулируется на основе трудового договора в соответствии с законодательством о труде государства трудоустройства.

На основании п.

3 решения все виды пособий и выплат гражданам государства выезда, работающих на территории государства трудоустройства, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, отпуска по уходу за ребенком и в других случаях предоставляются в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Аналогичная норма содержится в ст. 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, заключенного 24 января 2006 г. в Санкт-Петербурге (далее – Договор). В соответствии с указанной статьей Договора пособия по временной нетрудоспособности и материнству назначаются и выплачиваются согласно законодательству и за счет средств той Договаривающейся Стороны, законодательство которой распространялось на застрахованного в период осуществления им трудовой деятельности.

Вместе с тем согласно названному Договору, который является более поздним нормативным правовым актом, чем решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 N 4, к застрахованным лицам в соответствии с ч. 1 ст.

2 Договора относятся лица, проживающие на территориях Договаривающихся Сторон и являющиеся их гражданами. При этом в соответствии с подп. 6 ч. 1 ст.

1 Договора место жительства (проживания): в Российской Федерации – место постоянного или временного проживания на законных основаниях на территории Российской Федерации; в Республике Беларусь – постоянное место жительства на законных основаниях на территории Республики Беларусь.

Из изложенного следует, что право на обеспечение пособиями по обязательному социальному страхованию имеют только те граждане Республики Беларусь, которые постоянно или временно проживают на территории Российской Федерации. Учитывая нормы, установленные Договором, Федеральным законом от 29 декабря 2006 г.

N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”, застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют право на пособия по временной нетрудоспособности.

Содержание

Источник: https://zakoniros.ru/?p=11382

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector