Экспортные субсидии в 2020 году — что это такое, россии, как метод регулирования внешней торговли

Регулирование внешней торговли – деятельность одного государства, направленная на развитие торговых отношений с другими государствами.

Выделяют два основных направления такой деятельности – это протекционизм и либерализм: протекционизм – совокупность мер по защите отечественного рынка и захвату новых внешних, а либерализм – политика, предполагающая снижение численности барьеров для иностранных продавцов и создание условий свободой конкуренции (с принципами свободной конкуренции можно познакомиться здесь http://utmagazine.ru/posts/13938-svobodnaya-konkurenciya). В чистом виде либерализм и протекционизм не применяются – методы обоих направлений комбинируются в разных пропорциях.

Все методы регулирования условно классифицируются на две большие группы: таможенные и нетарифные. Методы первой группы предполагают взимание некоторой денежной суммы с продавцов, которые намереваются ввозить продукцию для реализации. Методы второй группы (всего их насчитывают более 50) заключаются в установлении запретов и квот.

Регулирование международной торговли: таможенные методы

Экспортные субсидии в 2020 году - что это такое, России, как метод регулирования внешней торговлиТрадиционным таможенным методом регулирования считается пошлина – сбор, взимаемый с лица, провозящего продукцию через границу (в любом направлении). Величина таможенной пошлины зависит от двух факторов: существующей системы налогообложения и стоимости услуг таможни. Нужно отметить две характерные черты таможенной пошлины:

  • Пошлина может взиматься только государством, поэтому поступает в федеральный, а не в муниципальный бюджет.
  • Импортная пошлина применяется лишь к ввозимым товарам, а экспортная – к вывозимым. Применение второй является очень редким.

Существуют разные взгляды на пошлину. Сторонники этого сбора аргументируют свою точку зрения тем, что пошлина всегда была значимым источником бюджетного дохода. Противники выдвигают несколько аргументов:

  • Пошлины приводят к межгосударственным разногласиям, в результате чего страны могут разорвать взаимовыгодные партнерские отношения.
  • Из-за пошлин конечные потребители вынуждены покупать импортные товары по завышенным ценам.
  • Импортные пошлины снижают занятость населения.

Пошлина – не единственный тарифный инструмент регулирования; применяются и экспортные субсидии – экономические льготы, предоставляемые экспортерам продукции (например, кредиты с пониженной ставкой).

Регулирование внешней торговли: нетарифные методы

Экспортные субсидии в 2020 году - что это такое, России, как метод регулирования внешней торговли

Самым распространенным нетарифным методом считается импортная квота – количественный предел иностранного товара, который может быть ввезен в страну. Пример реализации такого метода – квота на японские авто в США: нельзя ввозить более 2.3 млн. штук за год. Соединенные Штаты активно пользуются этим инструментом – в стране введены квоты на табак, мясо и другую продукцию. Плюс квот заключается в том, что они позволяют фиксировать уровень затрат на импорт, что особенно важно при пассивном торговом балансе, традиционно свойственном США.

В рамках нетарифного регулирования применяются и специальные барьеры – например, соблюдение экологических стандартов и особые требования к упаковке, а также дискриминация внешних партнеров. Пример последнего метода: в Колумбии импортеров стальных изделий долгое время обязывали за каждую ввозимую тонну приобретать некоторое количество местной стали.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/14156-regulirovanie-vneshney-torgovli

Субсидии и компенсационные процедуры

Понятие «субсидии» в ВТО

Субсидирование является одним из важнейших инструментов торговой политики. Посредством субсидий правительства поддерживают своих производителей, делая их более конкурентоспособными, что в результате окажет влияние на международную торговлю.

Такое влияние может привести к тому, что субсидируемые товары становятся более конкурентоспособными на своем внутреннем рынке по сравнению с иностранными товарами и в таком случае субсидия фактически является барьером в доступе на рынок субсидирующего государства.

 Предоставление субсидии иностранным государством может привести к тому, что отечественные товары не смогут конкурировать с иностранным товаров на своем внутреннем рынке, так как благодаря субсидии иностранные компании могут поставлять свой товар по заниженным ценам.

 Благодаря полученным субсидиям иностранные компании могут также вытеснить ваш товар с международных рынков.

В первую очередь считаем необходимым отметить, что ВТО не запрещает использование субсидий в целом. Более того, в рамках ВТО субсидии рассматриваются как важный инструмент экономического развития, особенно для стран с развивающейся экономикой или с экономикой переходного периода.

В ВТО запрещены только те субсидии, которые оказывают самое негативное влияние на международную торговлю. К таким субсидиям относят экспортные и импортозамещающие субсидии. При этом использование экспортных субсидий в виде экспортного кредитования разрешено на определенных условиях.

Фактически в рамках ВТО правила в отношении использования субсидий устанавливает Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ), где даны четкие положения в области применения субсидий и компенсационных мер, в частности: определение субсидий, классификация их в зависимости от воздействия на условия торговли и правомерности применения; правила проведения компенсационных расследований и применения компенсационных мер, и оспаривание правомерности применения субсидий в рамках системы разрешения споров в тех случаях, если применение субсидий оказывает негативное воздействие на торговлю. Положения ССКМ являются обязательными для применения всеми членами ВТО без каких-либо изъятий и оговорок.

В основном положения ССКМ распространяются на промышленные товары, так как субсидирование сельскохозяйственных товаров регулируются в ВТО отдельным соглашением.

Понятие субсидии в ВТО существенно отличается от того, которое обычно используется в России (смотри статью 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Это понятие гораздо шире и включает в себя практически все виды прямой и косвенной финансовой поддержки экономических операторов.

  • Ряд признаков, определяющих субсидию, сформулирован в статье 1 ССКМ, которая гласит о том, что «субсидия существует тогда, когда:
  • а) оказывается финансовое воздействие правительством или любым публичным органом в пределах территории члена, когда:
  • — правительство практикует прямой перевод денежных средств или принимает на себя обязательства по переводу таких средств;
  • — правительство отказывается от взимания или не взимает причитающиеся ему доходы;
  • — правительство предоставляет товары или услуги помимо общей инфраструктуры, или закупает товары;
  • — правительство осуществляет платежи в механизмы финансирования или поручает, либо предписывает частному лицу выполнять одну или несколько функций ил числа указанных в предыдущих подпунктах, которые обычно возлагаются на правительство, причем на условиях, которые фактически не отличаются от обычной практики правительств;

б) или существует любая форма поддержки доходов и цен в смысле статьи XIV ГАТТ 1994 и таким образом предоставлялось преимущество».

Необходимо отметить, что регулирование субсидий, предусмотренных в ССКМ, распространяется только на специфические субсидии.

Главный признак специфичности субсидии – ограниченность доступа предприятий к получению субсидии, когда не все предприятия могут ее получить, а в результате создаются искусственные конкурентные преимущества для отдельных лиц.

Субсидия не является специфической, если установлены объективные критерии для ее получения, которые применяются автоматически.

Например, применение налоговых льгот к малым предприятиям, численность персонала которых не превышает 15 человек, без ограничения секторов экономики, в которых могут применяться эти льготы, не будет являться специфической субсидией.

Однако когда применение таких правил не дает четкого ответа, статья 2 ССКМ допускает принятие во внимание дополнительных факторов, например, фактическое получение субсидии ограниченным числом предприятий или диспропорциями при выделении субсидий с учетом реальной фирменной структуры экономики.

Специфическими являются и субсидии, предоставление которых ограничено определенным географическим регионом за исключением различий, связанных с применением обычной системы налогообложения, которая может различаться в субъектах федеративного государства. Однако если уровень региональных налогов в каком-либо субъекте федерации и ниже, чем в других областях, то такая субсидия не будет специфической.

  1. В ССКМ была введена классификация видов субсидий в зависимости от степени их влияния на торговлю. Изначально было заложено деление субсидий на следующие виды:
  2. — красные субсидии – запрещенные в рамках ВТО субсидии, смысл которых заключается в увязке по закону или фактически в качестве единственного или нескольких условий с результатами экспорта или с использованием отечественных товаров вместо импортных;
  3. — желтые субсидии – субсидии применение которых может привести к применению определенных мер противодействия со стороны других членов при соблюдении условий, предусмотренных в ССКМ;

— зеленые субсидии – разрешенные субсидии, в отношении которых не применяются как компенсационные меры, так и другие меры противодействия, предусмотренные ССКМ.

В соответствии с статьей XXXI ССКМ зеленые субсидии применялись в течение 5 лет с момента подписания этого соглашения. После этого стороны должны были продолжить переговоры по порядку предоставления этих субсидий.

До настоящего времени переговоры еще не завершены.

Компенсационные процедуры и меры

Читайте также:  Лишение пенсионеров льгот на проезд в метро в москве в 2020 году

Компенсационные меры могут быть введены против товара, в отношении которого иностранным государствам предоставляются специфические субсидии, и поставки такого субсидируемого товара наносят ущерб местным производителям, т.е. основной целью введения компенсационных мер является борьба с несправедливой конкуренцией.

Компенсационные меры вводятся в виде пошлин на срок до 5 лет для устранения этого преимущества. Мера может быть продлена в результате ее пересмотра. Однако в отличие от антидемпинговых мер, действие компенсационной меры должно быть прекращено в случае прекращения субсидирования.  

  • Для введения компенсационной меры необходимо провести расследование, в ходе которого органу расследования необходимо доказать наличие трех факторов:
  • — наличие субсидирования иностранных производителей;
  • — наличие материального ущерба, нанесенного отечетсвенной промышленности, либо угрозы нанесения материального ущерба или существенного замедления развития отрасли;
  • — наличие причинно-следственной связи между субсидируемым импортов и ущербом, который наносится отечественной промышленности.

Компенсационные меры могут быть введены в отношении импортного товара, который является аналогичным по отношению к товару, производимому отечественным производителем, которые страдают от субсидируемого импорта.

 Под аналогичным товаром понимается товар, который полностью идентичен товару, который является предметом расследования, либо в отсутствие такого товара другой товар, который имеет характеристики, близкие к характеристикам товара, который является объектом расследования.

Формой применения компенсационных мер могут быть как ценовые обязательства, которые фактически представляют собой соглашения между органом расследования и иностранным производителем или экспортеров о поставке товара по цене не ниже определенного уровня, при котором экспорт не будет наносить ущерб отечественным производителям, так и компенсационные пошлины. Кроме того, по итогам компенсационного расследование может быть принято обязательство иностранного государства о прекращении субсидирования данного товара, что соответственно приведет к устранению ущерба.

  1. Процедура компенсационного расследования

Расследование обычно проводится по заявлению отрасли отечественной экономики, правом подачи заявления о начале расследования обладают отечественные производители, доля которых в производстве товара в стране составляет не менее 25 %.

В рамках расследования орган, проводящий это расследование, обязан проводить консультации с представителями государства, которое представляет субсидию иностранным производителям.

Такие консультации проводятся до начала расследования, а такжеперед введение предварительной и окончательной мер.

  • Стандартный срок проведения компенсационного расследования составляет 12 месяцев, однако этот срок может быть продлен до 18 месяцев.
  • Основанные этапы компенсационного расследования:
  • — отечественные производители, на которых оказывает негативное влияние субсидируемый импорт, готовят заявление с просьбой о начале расследования, включая в него доказательства наличия условий для введения компенсационной меры, и подают его в орган расследования;
  • — орган расследования рассматривает заявление и принимает решение о начале расследования;

— орган расследования собирает информацию по основным элементам расследования у заинтересованных лиц – отечественных и иностранных производителей товаров, экспортеров, импортеров и потребителей. Ключевым моментом сбора информации является направление вопросников (документ с вопросами по производству, продажам, прибыльности, ценам и т.д.);

  1. — в течение 60 дней с даты начала расследования орган расследования может придти к решению о наличии оснований для введения предварительной компенсационной меры на условиях, если окончательная мера не будет введена, уплаченная пошлина будет возвращена импортерам;
  2. — после принятия предварительного решения и введения предварительной компенсационной меры орган расследованияпредставляет возможность заинтересованным сторонам ознакомиться предварительными выводами и предоставить свои комментарии;
  3. — в течение 5-6 месяцев с начала расследования орган расследования проводит публичные слушания, где всем заинтересованным предприятиям предоставлено право высказать свое мнение по всем основным вопросам, связанным с расследованием, и комментировать мнение противоположной стороны;
  4. — после сбора всей информации и получения доказательств, достаточных для принятия решения о введении окончательной меры, орган расследования предоставляет всем заинтересованным сторонам возможность ознакомиться с окончательными результатами расследования (обычно этот срок составляет около 2 недель);
  5. — после предварительного решения и до принятия окончательного – сторонам предоставляется возможность согласовать ценовые обязательства.
  6. Советы экспортерам:
  7. — определить целесообразность участия в расследовании, исходя из объемов поставок Вашей компании в эту страну и заинтересованности в сохранении рынка;

— после получения информации о начале расследования необходимо зарегистрироваться в качестве заинтересованного лица и получить неконфиденциальную версию заявления, на основании которого было начато расследование, а также выяснить даты предоставления информации, направления запроса на участие в публичных слушаниях и т.п. в целях реализации своих прав в рамках расследования;

  • — заполнить и направить вопросник органу расследованию;
  • — в случае проведения проверочных визитов, предоставить всю информацию лицам, осуществляющим проверку;
  • — по возможности связаться с потребителями товара и привлечь их к участию в расследовании на своей стороне;
  • — запросить и принять участие в публичных слушаниях, направив все свои комментарии в письменном виде после слушаний;
  • — в случае принятия решения органом расследования о наличии материального ущерба, наносимого субсидируемым импортом, предоставить свои комментарии по данному решению, в том числе в отношении рассчитанного размера субсидии с целью минимизации возможных потерь;
  • — в случае необходимости, попытаться согласовать ценовое обязательство.
  • В любом случае рекомендуем обратиться в Департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России за поддержкой и консультациями.

Источник: http://www.ved.gov.ru/mdb/restrictive_measures/subsidies/

Экспортные субсидии и компенсационные пошлины

  • Экспортные субсидии — это финансовое содействие, оказываемое правительством или другим государственным органом производителю экспортного товара. Экспортные субсидии принимают различные формы:
  • • прямой перевод денежных средств;
  • • обязательства по переводу таких средств;
  • • отказ от получения причитающихся государству доходов;
  • • льготное или безвозмездное предоставление товаров и услуг;
  • • льготное приобретение товаров;
  • • поручение неправительственной организации выполнить одну или несколько из названных выше функций.
  • К специфическим экспортным субсидиям относятся субсидии, применение которых ограничено определенными организациями или группой организаций, отраслью или группой отраслей, создает для них обоснованные преимущества в сравнении с другими организациями и фактически или юридически сопряжено с развитием экспорта либо замещением импорта.
  • Производственные субсидии по сравнению с таможенными тарифами имеют преимущества, заключающиеся в том, что они стимулируют развитие национального производства и не вызывают абсолютного сокращения потребления, поскольку не повышают уровень внутренних цен выше мировых.
  • Оборотной стороной экспортных субсидий являются компенсационные импортные пошлины, которые предоставляют страны, куда устремляются экспортные потоки товаров и услуг.

Компенсационные пошлины — это ответная реакция на экспортные субсидии, которые вызывают обострение напряженности в международной торговле. В результате использования компенсационных импортных пошлин экспортирующая страна не субсидирует национальный экспорт, а, наоборот, финансирует бюджет импортирующей страны. Компенсационные (или антидемпинговые) пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии. Специальное антидемпинговое законодательство характеризует экспортные субсидии как «нечестную» конкуренцию. В связи с этим было принято Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам («Кодекс по субсидиям», 1993 г., Уругвайские многосторонние торговые переговоры в рамках ГАТТ).

«Кодекс по субсидиям» предусматривал создание нормальных условий конкуренции на мировом рынке, ликвидацию так называемых запрещенных экспортных субсидий. Однако это не решает проблем, ибо имеются способы государственного субсидирования отечественного экспорта в обход ВТО (до 1995 г. ГАТТ).

Нетарифные ограничения во внешней торговле

Использование тарифов в промышленно развитых странах после Второй мировой войны (1939-1945) существенно сократилось. Вместе с тем возрастает роль импортных и экспортных квот, добровольных экспортных ограничений (ДЭО) и других нетарифных барьеров.

  1. Нетарифные барьеры — одна из форм протекционистской политики государства; система ограничений, преследующая сокращение импорта товаров; всякие барьеры, которые возводят государства, чтобы воспрепятствовать торговле между странами.
  2. К нетарифным барьерам относят:
  3. • стандарты качества;
  4. • санитарные ограничения;
  5. • требования к экологическим характеристикам оборудования;
  6. • ограничения выпуска лицензий на импорт;

• административные запреты на продажу некоторых видов продукции в конкретных странах и т. д.

Выделяют три укрупненные группы нетарифных ограничений регулирования внешней торговли.

• Внешнеторговые ограничения, нацеленные на прямые ограничения импорта для защиты определенных отраслей отечественного производства. Это меры по лицензированию и контенгированию импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, добровольные экспортные ограничения и др.

  • • Административные ограничения — технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные формы, требования к упаковке, маркировке и др.
  • • Косвенное воздействие на внешнюю торговлю — лицензии, квоты (контингенты).
  • Лицензирование импорта и экспорта означает, что специальным ведомством от имени государства выдается разрешение на импорт и экспорт товаров. Лицензии бывают двух типов:
  • • автоматические (или генеральные) лицензии, позволяющие импортировать и экспортировать товары, включенные в списки, в течение определенного времени;
  • • неавтоматические (разовые), которые разрешают импорт и экспорт товаров с указанием его количества, стоимости, страны происхождения (или назначения), а иногда и таможенного пункта, через который импортируется или экспортируется данный товар.
  • Наибольшее распространение из всех видов нетарифных ограничений получили квоты (или контингенты) на импорт и экспорт товаров.
Читайте также:  Можно ли оспорить дарственную после смерти дарителя в 2020 году - на квартиру, детьми, скачать

Квота в макроэкономике применительно к международной торговле является нетарифным ограничением (барьером). Различают квоту на импорт и квоту на экспорт.

Квота на импорт — это один из методов введения количественных ограничений в протекционистских целях. Она может ограничивать стоимость импорта, разрешенного к ввозу в страну в данном году. Квота на импорт может использоваться и как форма экономического давления на страну-импортера. Выделяют два вида импортных квот:

• абсолютная квота — количество продукции, разрешенное к ввозу в данную страну;

• тарифная квота — разрешение на ввоз конкретного товара в течение определенного периода с уплатой пошлины по пониженной ставке.

Квота экспортная — способ количественных ограничений экспорта товаров и услуг в другие страны и предотвращения снижения экспортных цен и, следовательно, доходов от экспорта.

Иногда экспортные квоты нацелены на обеспечение предложения благ на внутреннем рынке, чтобы предотвратить чрезмерный рост цен на них внутри страны. Экспортная квота применяется и как количественный показатель, показывающий роль экспорта товаров и услуг для экономики страны, отраслей и предприятий.

В последнем десятилетии XX в. доля экспорта в ВВП США и Японии составляла немногим более 10%, Великобритании и Франции — около 24, Германии — 34, Бельгии — 70%,

Механизм функционирования квот аналогичен импортному тарифу:

• внутренние цены поднимаются выше мировых;

• ограничивается предложение импортных товаров. Но квоты отличаются от тарифа в двух аспектах.

Во-первых, квоты не увеличивают импорт. Поэтому разница между внутренними и мировыми ценами увеличивается, что приводит к нарастанию прибыли от импорта (в том числе и монопольного). При тарифе импорт постепенно увеличивается, а внутренние цены понижаются вслед за мировыми.

  1. Во-вторых, квоты ограничивают импорт, в результате чего они полностью обособляют внутренний рынок от проникновения новых иностранных товаров, что гарантирует абсолютную защиту внутреннего рынка от зарубежной конкуренции. Тариф на импорт не ограничивает объема импортных товаров непосредственно, ибо от импортера требу-
  2. ется одно — платить таможенную пошлину. В последние годы приоритет во внешней торговле за применением квот, а не тарифов, по двум основаниям:
  3. • Поскольку тарифные ставки устанавливаются международными торговыми соглашениями и правительства не имеют права повышать тарифы, то они используют импортные квоты, позволяющие защитить свою экономику от иностранной конкуренции.
  4. • Те отрасли, которые нуждаются в защите от иностранной конкуренции, избирают квоты на импорт, поскольку добиться лицензионных льгот проще, нежели введения тарифов.
  5. Считается, что использование импортных квот наиболее предпочтительно при свободной конкуренции, когда результаты квотирования сопоставимы с результатами тарифа на импорт.

Экономические последствия введения импортной квоты можно проиллюстрировать на рис. 15.3.

Из рис. 15.3 вытекают следующие выводы.

• Ухудшилось благосостояние потребителей, поскольку в результате введения квоты на импорт растут цены, сокращая тем самым потребительский излишек на величину области («a +b + c + d + e»).

• Повысилось благосостояние производителей, поскольку в результате повышения цен они увеличили объемы выпуска. Их дополнительный выигрыш составил область «а».

Квота

• Область («с + d») представляет собой наценку на разрешенный импорт и означает перераспределение доходов от потребителей (своего рода трансферт) в пользу органов, ведающих лицензиями на импорт.

• Доля ущерба потребителей («a + b + с + d + е») компенсируется выигрышем производителей — «а» и теми, кто выдает лицензии («с + d»). Чистые потери благосостояния нации составляют область («b + е»).

  • Чистые потери благосостояния страны при введении квот могут быть выше в сравнении с чистыми потерями при введении импортного тарифа в двух случаях:
  • • когда квота вызывает монопольную власть национального производителя либо иностранной фирмы-импортера продукции;
  • • когда импортные лицензии размещаются неэффективно.
  • Выделяют следующие методы размещения импортных лицензий:
  • • открытый аукцион: государство предоставляет лицензию фирме, которая предлагает за нее наибольшую цену;
  • • система явных предпочтений: правительство предоставляет импортные лицензии более престижным фирмам в объеме, который соответствует их доле в суммарном объеме накануне введения квот;
  • • «затратный метод»: лицензии выдаются фирмам, которые располагают большими производственными мощностями и другими ресурсами.
  • Одним из нетарифных инструментов государственного регулирования внешней торговли являются добровольные экспортные ограничения (ДЭО).
  • Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) — это разновидность экспортной квоты, минимальная экспортная цена, которая навязывается развитыми странами экономически слабым странам.

Страна «добровольно» ограничивает свой экспорт под угрозой более значительных мер торговой политики со стороны своих партнеров. В последнее время в мире заключено более сотни соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен (с охватом продукции текстильной промышленности, черной металлургии, бытовой электроники и др.).

Добровольные экспортные ограничения обладают двумя основными чертами специфического характера, определяющими некоторые преимущества в торговой политике. Во-первых, они менее заметны для на

циональных покупателей в сравнении с тарифами или квотами на импорт. В связи с этим покупатели относятся к ним более благожелательно.

Во-вторых, при добровольных экспортных ограничениях иностранные фирмы могут устанавливать более высокие цены, нежели при тарифных ограничениях либо при квотировании импорта.

Следовательно, зарубежные партнеры в определенной степени могут возместить понижение размеров экспорта посредством роста цен на него.

Добровольные экспортные ограничения стали использоваться с 50-х гг. XX в. в торговых отношениях между США и странами Европы, с одной стороны, и Японией — с другой, по поводу текстильных товаров. Затем этот вид нетарифных ограничений стал применяться и новыми промышленно развитыми странами.

К нетарифным формам ограничений во внешней торговле относятся также демпинг и торговое эмбарго.

Демпинг — продажа товаров за рубежом по цене ниже той, по которой экспортер продает на внутреннем рынке, или ниже себестоимости в стране-изготовителе. Демпинг как вид недобросовестной конкуренции преследует цель вытеснить конкурента, захватить рынок сбыта. Потери от продажи товаров по демпинговым ценам перекрываются различными способами:

  1. • продажей по высоким ценам других товаров;
  2. • реализацией аналогичного товара по завышенным ценам после того, как конкурент будет вытеснен с рынка;
  3. • получением дотаций от государства, поощряющего экспорт.

В 1967 г. в рамках ГАТТ (ныне ВТО) был принят международный антидемпинговый кодекс, регламентирующий процедуру выявления и доказательства демпинга, а также способы компенсации нанесенного ущерба фирмам импортирующей страны, выпускающей аналогичную продукцию.

В случае установления факта демпинга импортирующая сторона может внести антидемпинговые пошлины на ввозимые товары. В антидемпинговом законодательстве, принятом в Австрии в 1962 г.

, впервые определен количественный показатель товарного демпинга, согласно которому экспортная цена считается демпинговой, если она ниже по меньшей мере на 20% в сравнении с ценами на внутреннем рынке или на 8% ниже мировой цены.

Демпинг является результатом монопольной рыночной власти и используется для ее укрепления. Законодательством многих стран, а также документами Европейского Союза (ЕС) предусмотрены меры против демпинга, в частности антидемпинговые пошлины.

Демпинг используется, как правило, в периоды экономических спадов, т. е. носит временный характер, ибо частные фирмы не могут постоянно продавать свои товары ниже ее себестоимости. Различают следующие виды демпинга:

• постоянный демпинг отражает долговременную тенденцию фирм-монополистов извлекать монопольную прибыль посредством реализации товаров по более высоким ценам на отечественном рынке в сравнении с мировым рынком, где высока конкуренция зарубежных фирм;

• спорадический демпинг выступает в виде нерегулярной реализации товаров на мировом рынке по более низкой цене в сравнении с национальным рынком. Этот вид демпинга наблюдается в результате перепроизводства товаров и желания предотвратить понижение цен на национальном рынке;

Читайте также:  Справка об отсутствии гражданства рф в 2020 году - двойного образец заполнения, другого, для госслужащих

• хищнический демпинг представляет собой временную реализацию товаров на иностранных рынках ниже его издержек производства. Использование этого вида демпинга преследует цель устранить конкурентов, а затем повысить цены; в результате создаются предпосылки для обеспечения монопольной власти.

Торговое эмбарго — запрещение государством ввоза в какую-либо страну либо вывоза из какой-либо страны определенных видов товаров. Такие экономические санкции осуществляются не по экономическим интересам, а по политическим мотивам.

Торговое эмбарго может распространяться как на одну страну, так и носить коллективный характер, согласно решению ООН. Эмбарго, ограничивая торговые связи, наносит экономический ущерб всем странам, участвующим в нем.

Однако те страны, которые не присоединяются к торговым эмбарго, могут иметь определенный выигрыш, поскольку возникают условия для роста экспорта своих товаров.

Глава 16

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s2672t9.html

Тема 7. нетарифные методы регулирования международной торговли

Основные понятия

Демпинг (dumping) – продажа товара на внешнем рынке по цене ниже нормального уровня, т.е. ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера.

  • Добровольное ограничение экспорта (voluntary export restraint) – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.
  • Квота (quota) – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота – import quota) или вывозу из страны (экспортная квота – export quota) за определенный период.
  • Компенсационная пошлина (countervailing duty) – импортная пошлина, устанавливаемая страной-импортером с целью нейтрализации действия субсидии или льготы, предоставляемой страной-экспортером своим производителям.
  • Лицензирование (licensing) – регулирование внешней торговли через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товаров в установленных количествах за определенный промежуток времени.
  • Международный картель (international cartel) – соглашение между экспортерами какого-либо товара из разных стран, направленное на обеспечение контроля за объемами производства и установление выгодных цен.
  • Протекционизм (protectionism) – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
  • Технические барьеры (technical barriers) – скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные, санитарные и иные нормы и правила построены так, чтобы ограничивать ввоз товаров из-за рубежа.
  • Экспортная субсидия (export subsidy) – льгота финансового характера, предоставляемая государством экспортеру для расширения вывоза товаров за границу.
  • Эмбарго (embargo) – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров или валютных ценностей.
  1. Вопросы для повторения
  2. 1 В чем заключаются сложности измерения нетарифных методов, и какие существуют инструменты для этого?
  3. 2 Какие методы количественных ограничений вам известны?
  4. 3 Каков экономический смысл квотирования, и какие виды квот вы знаете?
  5. 4 Что общего и в чем различие между импортным тарифом и импортной квотой?
  6. 5 Что такое лицензии и какие методы распределения лицензий являются предпочтительными?
  7. 6 Почему «добровольное» ограничение экспорта не может считаться действительно добровольным?
  8. 7 Какие скрытые методы торговой политики вы знаете, и в чем их экономический смысл?
  9. 8 В чем заключается различие в экономическом содержании внутренней и экспортной субсидии?
  10. 9 Оказывают ли импортный тариф и экспортная субсидия аналогичное воздействие на внешнюю торговлю?
  11. 10 При каких условиях возникает парадокс Метцлера?

11 Может ли экспортное кредитование считаться скрытым субсидированием экспорта? Почему?

  • 12 При каких экономических условиях демпинг может оказаться наиболее эффективным?
  • 13 Какие методы торговой политики разрешены международными договорами, а какие запрещены?
  • 14 В чем различия режима наибольшего благоприятствования и национального режима?
  • Проблемы для обсуждения

1 Российские производители продовольствия несут потери из-за его массированного импорта. Какой метод торговой политики – импортный тариф, импортную квоту или бюджетную субсидию российским фермерам – вы предложили бы применить для ограничения импорта и почему?

  1. 2 В начале 90-х годов правительство России обсуждало вопрос о том, как лучше контролировать экспорт стратегически важных сырьевых товаров. Выдвигались следующие предложения:
  2. а) ввести экспортные квоты и поручить министерству экономики распределять их между производителями;
  3. б) ввести экспортные квоты и поручить МВЭС организовать конкурсную продажу лицензий на право экспорта товара в рамках квоты;
  4. в) направить весь экспорт нефти через один трубопровод и один порт;
  5. г) ввести централизованную систему экспортных паспортов, лицензирования и регистрации экспорта;
  6. д) ввести экспортный тариф.
  7. Каковы плюсы и минусы каждого из перечисленных методов?
  • 3 По вопросам, изложенным в пункте 16, у экспертов возник спор:
  • а) одни утверждают, что введение конкурсной продажи экспортных квот будет эквивалентно введению экспортного тарифа;
  • б) другие утверждают, что за право пользоваться распределенными им экспортными квотами предприятия должны платить фиксированный налог в бюджет;
  • в) третьи говорят, что квоты должны распределяться между наиболее хорошо зарекомендовавшими себя производителями.
  • Какое решение предпочтительнее и почему?
  • 4 По правилам ГАТТ/ВТО, экспортные субсидии:
  • а) разрешены;
  • б) запрещены;
  • в) разрешены, если торговый партнер использует импортный тариф;
  • г) запрещены, но могут использоваться по согласованию с торговым партнером.
  • Почему?
  • 5 Компенсационная пошлина – это:
  • а) ответная мера на тариф, наложенный торговым партнером;
  • б) налог, введенный против наплыва субсидированного экспорта из-за рубежа;
  • в) ответная мера на демпинг.
  • 6 «Добровольное» ограничение экспорта предусматривает:
  • а) введение экспортной пошлины экспортером;
  • б) квотирование экспорта экспортером;
  • в) квотирование импорта импортером;
  • г) квотирование экспорта импортером.
  • Задачи

1 Украинское правительство установило 40-процентный тариф на импорт автомобильных шин, которых в стране не хватает. Оно считает важным сохранить эту отрасль, оградив ее от иностранной конкуренции, поскольку видит ее большой экспортный потенциал в будущем. Каков наиболее разумный способ поддержать перспективную отрасль в данном случае?

2 Украина производит 70, потребляет 20 и экспортирует 50 легких спортивных самолетов в год по цене 6000 долл. за самолет. Правительство, считая самолетостроение перспективной отраслью, предоставляет производителям субсидию в размере 15% стоимости самолета, в результате чего внутренняя цена самолета увеличилась до 6450 долл., а его цена на внешнем рынке сократилась до 5550 долл.

  1. а) Почему внутренняя цена на самолет увеличилась меньше, чем размер субсидии?
  2. б) Как введение субсидии отразилось на объемах внутреннего производства и экспорта самолетов?
  3. в) Как повлияло введение субсидии на потребителей и доходы бюджета?
  4. г) Какое воздействие оказало введение субсидии на условия торговли России?

3 Говядина стоит 5,4 долл. за 1 кг. По этой цене украинские фермеры производят 20 тыс. т, тогда как спрос на украинском рынке достигает 60 тыс. т. В странах ближнего зарубежья, являющихся экспортерами говядины в Украину, ее цена составляет 3,6 долл. за 1 кг.

По такой цене украинские фермеры смогут произвести только 5 тыс. т при спросе, увеличивающемся до 65 тыс. т.

Для защиты внутреннего рынка Украина вводит импортную квоту, лицензия на получение которой стоит как раз столько, сколько составляет разница между внутренней ценой говядины и ее ценой в странах ближнего зарубежья, то есть 1,8 долл. за 1 кг.

  • а) Каков объем импорта говядины при свободе торговли и при защите внутреннего рынка импортной квотой?
  • б) Как скажется введение квоты на потребителях и на производителях?
  • в) Каков доход импортеров, получивших разрешение на импорт в рамках квоты, от ее введения?

4 Украина производит и потребляет постоянные магниты. Их внутреннее предложение составляет S=50+5P, а спрос D=400–10P. Мировая цена на магниты составляет 10 долл. Правительство вводит квоту, ограничивающую импорт магнитов 50 штуками.

а) Сколько магнитов и по какой цене Украина будет производить в условиях свободы торговли?

б) При мировой цене на магниты в 10 долл., каков будет объем их импорта?

  1. в) Как импортная квота повлияет на внутренние цены магнитов?
  2. г) Насколько увеличатся доходы импортеров, получивших право на импорт в рамках квоты, от ее введения?
  3. д) Каковы будут потери потребителей?



Источник: https://infopedia.su/18×5751.html

Ссылка на основную публикацию